Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - последование
Последование
(церк.)
в книгах для общественного богослужения так называется изложение, или указание молитв только одного рода, т. е. или изменяемых, или неизменяемых. Отсюда двоякого рода П.: одни содержат в себе только неизменяемые молитвословия (напр., в Служебнике и Часослове П. утрени и вечерни), другие — одни изменяемые (П. Триоди, Минеи, Типикона). Название П. (άχολουθία — следование) произошло, вероятно, от того, что молитвы и песни, находящиеся в П., всегда поют вслед за другими молитвами, которых нет в данном П. и которые находятся в другой богослужебной книге. Исключением служат весьма немногие П., в которых неизменяемые молитвы соединяются с изменяемыми. Слово "П." прилагается и к одной службе, например: "П. утрени", "П. вечерни" и ко многим службам дня, напр. "П. понедельника", "П. воскресения", "П. святому", "П. празднику" и т. п. В книгах, относящихся к частному богослужению — напр., в Требнике — слово "П." иногда надписывается над молитвословиями того богослужения, которое, по уставу церкви, должно следовать за другим: П. крещения — за оглашением, П. обручения — сряду по божественной литургии, и др. См. прот. К. Никольский, "Обозрение богослужебных книг православной российской церкви по отношению их к церковному уставу" (СПб., 1858).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907