Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - рихтер иоганн павел фридрих
Рихтер иоганн павел фридрих
Громкая слава окружает его имя сразу после его следующего произведения: "Hesperus oder 45 Hundspottage" (1795); сочувственное изображение героини романа делает его кумиром его соотечественниц, к которым он так подходил своей сентиментальностью. Его обычный недостаток — неуменье распределять материал, беспорядочный характер, непоследовательность всего произведения — заметен и здесь, но искупается чертами проникновенного юмора, вниманием к мелочам жизни и вдумчивым снисхождением к людским слабостям. Общее поклонение окружало его в Байрейте, куда он ездил неоднократно в ближайшие годы; здесь он сошелся с Осмундом, купцом-евреем, благотворное влияние которого отмечают биографы Р. Повторив в "Quintus Fixlein" (1796) свой излюбленный сюжет — идиллическое изображение жизни учителя, — Р. напечатал неоконченные и менее удачные "Biographische B elustigungen unter der Gehirnschale einer Riesin" (1796), приложение к которым, "Salatkirchweih in Obersees" — превосходный образец юмористической и реалистической идиллии. С этого же времени начинает выходить в свет роман "Blumen-Fruchtund Dornenst ücke, oder Ehestand, Tod und Hochzeit des Armen-Advocaten Siebenkä s" (1796—97), где в двух героях — сентиментально-мягком и насмешливо-дерзком — явно отразилась двойственность натуры самого автора. Возрастающая известность Р. обращает на него внимание веймарского кружка; он получает оттуда деньги и приглашение приехать для личного знакомства. Но поездка Р. и радушный прием двора не повлекли за собой сближения его с великими поэтами: Гёте и Шиллер были любезны, но холодны с даровитым писателем, который, в своем буржуазном отрицании их "Kraftgenialit ä t", казался им лишь образцом филистерства. От приглашения заняться воспитанием принцев Гогенлоэ Жан-Поль отказался, находя, что посторонние занятия могут вредить его творчеству.
В период времени с 1797 до 1804 гг., Р. издал ряд научных и художественных произведений: "Jubelsenior", "Kampanerthal oder ü ber die Unsterblichkeit der Seele" (результат знакомства с критической философией), "Palingenesien" (1798), "Jean Paul's Briefe und bevorstehender Lebenslauf" (1799 — статьи разнообразного содержания), "Clavis Fichtiana" (1800 — против Фихте) и др. Наконец, в 1802 г. он окончил многолетнюю работу над "Титаном" — главным произведением Р. В "Titan" (1800—1803, с дополнением: "Komischer Anhang zum Titan") излагается история развития немецкого принца, который вырос, не зная, кто он, и должен облагодетельствовать страну, где ему суждено править. Истинный смысл книги — протест против идеалов "Sturmund Draugperiode", антититанизм. "Герой — здоровый человек; вокруг него больные погибают: эфирная, одухотворенная Лиана, его первая любовь, экстравагантная титанида Линда, его вторая любовь, титанический развратник Рокайроль, его друг и соперник, гениальный юморист Шоппе, который руководил отчасти его воспитанием и кончил сумасшествием" (Шерер). Несмотря на некоторые реальные черты, выбор среды, малознакомой автору и несвойственной его "фламандскому" стилю, объясняет неудачные стороны этого произведения. Автор как будто почувствовал это и в своих "Flegeljahre" (1804—1805) возвратился к юмористическому изображению простой жизни. "Flegeljahre" повторяют мотив "Зибенкеза": и здесь личность автора раздваивается в двух образах — неловком, сентиментальном, непрактичном Вальте и смелом, самонадеянном, язвительном Фульте.
В это время Жан-Поль, женившись в Берлине, жил в Байрейте и готовил к печати два научных труда, доставивших ему на родине такую же известность, как и его художественные произведения. "Vorschule der Aesthetik" (1804) занимает видное место в истории немецкой эстетики; общая система недостаточно ясна, изложение страдает неуместной образностью, но громадная начитанность и ряд тонких замечаний, интересных и теперь, сообщают труду большую ценность; особенное значение имеют отделы о юморе, о комическом, и т. п. "L e vana oder die Erziehungslehre" (1807) также ценна не общей системой, несамостоятельной и неновой, но множеством указаний опытного, наблюдательного и образованного практика. Вслед за этими работами Жан-Поль вновь обратился к публицистике, которой с жаром занимался в молодости. Убежденный демократ и последовательный приверженец принципов 1789 г., он имел особенное основание ратовать за них теперь, в годину позорного угнетения родины ("Freiheitsb üchlein", 1805, "Dämmerungen fü r Deutschland", 1809); свобода мысли была основным сокровищем, которого он добивался; наряду с этим он не уставал проповедовать, что главным условием национального возрождения является нравственный подъем ("Friedenspredigt an Deutschland", 1809). В то же время он начал ряд мелких юмористических рассказов: "Des Feldpredigers Schmelzle Reise nach Pl ä tz", "Dr. Katzenberger's Badereise" (1809), "Leben Fibels" (l811), "Der Komet oder Nicolaus Markgraf" (1820), в которых бичуются фантастические увлечения, столь свойственные немецким мечтателям. Сборник статей и рассказов "Museum" (1815), "Erinnerungen aus den sch önsten Stunden für die Letzten" (1815), "Kleine Bü cherschau" (1825) — наиболее выдающиеся из его последних произведений. Перед смертью он готовил полное собрание сочинений, которое появилось впервые в 1826—28 гг. (60 тт., а вместе с посмертными произведениями — "Wahrheit aus Jean Paul's Leben", "Selina oder die Unsterblichkeit der Seele" и др. — 65 тт.).
Историко-литературное значение Жан-Поля определяется прежде всего его влиянием на романтическую школу: ее юмор, ее мотивы, ее намеренный беспорядок, исходящий из протеста против классицизма, имеют в нем предшественника. На нем воспиталось отчасти и следующее литературное поколение; остроумие Бёрне, создавшего своему учителю замечательный памятник в своей "Denkrede auf Jean Paul" (Эрланген, 1826; русский перевод в "Сочинениях" Бёрне) носит явные следы влияния Жан-Поля. Особого упоминания заслуживает стиль Р., обеспечивающий ему прочное место в истории немецкой прозы.
Ср. F örster, "Denkwü rdigkeiten aus dem Leben J. P. F. Richters" (1863); "Jean Paul, sein Leben und seine Werke" (Байрейт, 1862); Henneberger, "Jean Pauls Aufenthalt in Meiningen" (1862); Spazier, "J. P. Richter" (1823); J. Plank, "J. Pauls Dichtung im Lichte unserer nationa len Entwickelung" (1867); Wirth, "Richter als Pä dagog" (1863); Nerrlich, "J. Paul und seine Zeitgenossen" (1876 и 1889); Fr. Vischer, "Kritische G änge"; Müller, "J. P. und seine Bedeutung fü r die Gegenwart" (1894); письма Р. к Якоби (1828), Фоссу (1839), Ренате Отто ("An eine Jugendfreundin", 1858); в русской литературе: Белинский (изд. Павленкова, т. IV), Шахов, "Гёте и его время", биография в "Светоче" (1861, № 3). Переводы в "Современнике" (1838, № 12; 1841, № 22) и "Антология из Ж.-П. Рихтера" (1844).
Ар. Горнфельд.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907