Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - седмипросфорие

Седмипросфорие

раскольники требуют, чтобы на проскомидии (см.) приносилось семь просфор, и придают этому требованию догматическое значение. На самом деле в вопросе о количестве просфор нет ничего догматического, ничего относящегося к самому таинству евхаристии. Для совершения таинства необходима собственно только одна просфора, ибо "вси от единого хлеба причащаемся" (1 Кор. X, 17); поэтому в случае нужды можно совершить литургию и на одной просфоре. Во многих древних рукописных славянских служебниках количество просфор точно не обозначается; в других, где есть точные указания, это количество неодинаково — от трех до восьми. В нескольких рукописных служебниках имеются прямые указания на пять просфор, как полагается в правосл. церкви. Безусловное С. в первый раз появилось в Номоканоне, напечатанном в 1639 г., при патр. Иоасафе, и помещенном при Потребниках иноческом и мирском; затем оно вошло, с некоторыми изменениями, и в издание Номоканона при патр. Иосифе, помещенное также в Потребнике (1652). В Москве Номоканон в первый раз был перепечатан с киевского издания 1624 г., или точнее, с переписанной с этого издания рукописи. В киевском издании о количестве просфор говорилось: "На святой проскомидии пять просфор да имаши". Московские справщики слово "пять" в рукописи зачеркнули и надписали "седмь просфор да имаши", далее они изменили и значение каждой просфоры, как требуют теперь старообрядцы. Ср. "Беседа к глаголемому старообрядцу о пятипросфории и С." ("Христ. Чтение", 1836, ч. IV); иером. Филарет, "Старопечатный Номоканон и его свидетельство о числе просфор на проскомидии" (М., 1876), его же, "Чин литургии св. Златоуста по изложению старопечатных, новоисправленного и древлеписьменных служебников" ("Братское Слово", 1876, кн. I и II); его же, "О просфорах на проскомидии. Свидетельство древлеписьменных и дпевлепечатных книг" (ib., 1875, кн. III); "О числе просфор на проскомидии по древнеписьменным соловецким служебникам" ("Правосл. Собеседник" 1856 т. II); "Свидетельство Афонской горы против русского раскола" (ib., 1860, т. II); свящ. К. Остроумов, "О числе просфор на проскомидии для совершения литурпи" ("Моск. Церк. Ведом.", 1887, № 50); Н. Ивановский, "Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола" (изд. 5, Казань, 1899

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины