Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - схима

Схима

схима

великая и малая — когда в монашеской жизни развились злоупотребления, вызвавшие подчинение монашествующих епископскому надзору, отшельники были переведены из пустынь в города и села и запрещен выход из монастырей без разрешения епископа (IV Вселенск. соб. прав. 4). В монастырях бывшие отшельники образовали особую "степень", "чин", "образ", которому стало усвояться наименование "великого" в отличие от киновиатов, т. е. общежитийных иноков, получивших название малого ангельского образа. Для иноков вел. ангельского образа был обязателен затвор в монастыре, заменявший собой древнее анахоретство. В VI в. Иоанн Постник в своем чине покаяния упоминает уже о монахах великосхимнике и малосхимнике. Указаны были определенные сроки для перехода из общежития в затвор (четыре года — 6 Вселенск. соб. прав. 41). К началу IX века деление монашествующих на 3 степени — новоначальных, малосхимников и великосхимников — окончательно установилось в практике восточного монашества, По уставу патриарха Алексия великосхимники и малосхимники различались друг от друга даже одеждой. Памятники IX в. содержат в себе чины пострижения в мантию, или малый ангельский образ, и в С., или великий ангельский образ. Чинопоследование малой С. отличалось простотою и краткостью, чинопоследование великой С. — большою торжественностью. Уподобление св. отцами и учителями церкви пострижения в великую С., с одной стороны, таинству крещения, с другой — таинству покаяния окружило его величественно-трогательными песнопениями, молитвами и обрядовыми действиями. В России разделение монашествующих на великосхимников и малосхимников ввел преп. Феодосий. Века XII, XIII и XIV были временем господства в богослужебной практике русской церкви сербских редакций посвящения в С., шедших с Афона и во многом не походивших на греческий оригинал. В XV в. чин малого ангельского образа был исправлен по греческим евхологиям. Чинопоследование великой С. в существенных чертах остается согласным со списками XIV в. В XVII в. оно подвергается значительному сокращению. Так называемые "указы великого образа" выпустили из чина оглашение, произнесение монашеских обетов и пострижение волос, удержав лишь канон, молитвы и облачение с возгласом: "облачается (имя рек) в аналав и схиму". В памятниках XVII в. встречаются даже такие редакции указов, которые выпускают из чина все три основных его акта; молитвою, чтением Апостола и Евангелия и ектенией как бы только разрешается желающему носить "великий образ" и освящается первое возложение его. Эти сокращения чинопоследования великого ангельского образа появились вследствие установившегося в XVII в.

взгляда справщиков на монашеское пострижение, как на второе крещение. Неповторяемость крещения привела к мысли о неповторяемости монашеского пострижения: а так как чин великой С. в своих основных частях совпадает с чином последования мантии, то в повторении его не усматривалось надобности. Для пострижения монашествующих женщин в великий образ в русской церкви с XV в.

существовал особый чин, не оправдываемый греческой практикой; он сопровождался омовением ног будущей великосхимницы. См. архимандрит (ныне епископ) Иннокентий, "Пострижение в монашество" (Вильна, 1899). О пострижении в великую и малую С. в настоящее время см. Пострижение, а также Монашеское одеяние и Параман.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  и схима ж. великий ангельский образ, монашеский чин, налагающий самые строгие правила. Схимный, ко схиме относящ. Схимить кого, облекать в схиму; -ся, принять схиму. Прошла схимить, а святой и черное платье хочет скинуть! Схименье ср. посхименье, постриженье в схиму. Схимник м. -ница ж. схимонах, -хиня, монах, монахиня, принявшие схиму, посхимившиеся. Схимнаков, -ницин, все, что лично их; -ничий, -нический, схимонашеский, к ним относящийся. -ничество и схимонашество, состоянье это. ...
Толковый словарь Даля
2.
  ж.Высшая монашеская степень в православной церкви, требующая от посвященного в нее выполнения суровых аскетических правил. ...
Толковый словарь Ефремовой
3.
  СХИ́МА -ы; ж. [греч. schēma наружный вид, образ] Высшая монашеская степень в православной церкви, требующая от посвящённого в неё строгого аскетизма. Принять схиму. Постричься в схиму. Великая, малая с.Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
4.
  -ы, ж. В православии: монашеский обет вести аскетический образ жизни. Принять схиму. Малая с. (вступление в иночество). Великая с. (с особо суровыми и строгими обетами). ...
Толковый словарь Ожегова
5.
  схимы, мн. нет, ж. (греч. schema, букв. образ, вид) (церк.). Высшая монашеская степень, требующая от посвященного в нее выполнения суровых, аскетических правил. И схиму здесь честную восприму, к стопам твоим, святый отец, припадши. Пушкин . ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины