Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - шпенер
Шпенер
(Филипп Яков Spener) — лютеранский богослов, основатель пиетизма; род. 13 января 1635 г. в Эльзасе, в Раппольтсвейлере; сохранил нравственную чистоту в университете (в Страсбурге) и в дальнейших странствиях. В 1666 г. он делается пастором во Франкфурте-на-Майне. 30-летняя война, страшно понизившая культурный уровень германской нации, отразилась в церковной жизни Германии огрубением нравов, формализмом, отсутствием живой, деятельной веры; поэтому Ш. старается оживить и углубить церковную жизнь, устраивая особые поучительные беседы по катехизису, говоря частые проповеди в духе Евангелия и в применении к практической жизни, заводя собеседования религиозного характера. Искренний лютеранин, Ш., однако, не скрывал от себя и других тех недостатков своей церкви, которые противоречили духу евангельского учения, и высказал свои мысли по этому поводу в своем сочинении "Pia desideria" (1675), где он рекомендует следующие средства оживления и углубления веры: более широкое распространение в обществе Св. Писания, отчасти при посредстве частных собраний, совместная работа светского общества с представителями церкви, понимание христианства как живой и деятельной веры, а не знания только, кротость в полемике с людьми противных убеждений, живая проповедь, направленная на пробуждение внутренней жизни, и т. п. Приводя эти и подобные мысли в исполнение, Ш. оживил лютеранскую церковь, вызвал истинное благочестие (pietas), но собрания и кружки (collegia pietatis), которые он устраивал для поучения и знакомства со Св. Писанием, возбудили вражду, сказавшуюся, между прочим, в том, что его учение было названо пиетизмом. В 1686 г. Ш. был приглашен в Дрезден в качестве придворного проповедника, но его отношения к курфюрсту и лейпцигскому университету скоро сделались такими натянутыми, что он был очень рад приглашению в Берлин пробстом в церковь Св. Николая. Но и тут злобные нападки окаменелых богословов из Лейпцига и Виттенберга отравляли ему жизнь до самой его смерти в 1705 г., 5 февраля.
Отличаясь благородным, светлым характером, он вызывал самое благоговейное отношение к себе. Замечательный богослов, как теоретик и как практический деятель, своим ясным взглядом и любящим сердцем познавший потребности времени, Ш. указал лютеранской церкви пути для дальнейшего плодотворного развития.
См. von Canstein, "Lebensbeschreibung Spener's" (1729; neu herausgegeben von Lange, Галле, 1740); Hossbach, "Spener und seine Zeit" (2-е изд., 1853); Tholuk, "Spener" (в Herzogs "Realencyclopädie"); Stähelin, "Spener" (1870); Ritschl, "Geschichte des Pietismus" (т. I,1880; т. II, 1884; т. III, 1886).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1294 | |
2 | 1193 | |
3 | 1141 | |
4 | 1124 | |
5 | 919 | |
6 | 712 | |
7 | 676 | |
8 | 660 | |
9 | 656 | |
10 | 651 | |
11 | 623 | |
12 | 622 | |
13 | 617 | |
14 | 609 | |
15 | 601 | |
16 | 597 | |
17 | 596 | |
18 | 574 | |
19 | 551 | |
20 | 544 |