Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - синергизм
Синергизм
(греч.) — догматическая теория, по которой человек должен сам "содействовать" своему исправлению. Блаженный Августин отрицал возможность всякого подобного содействия, в противоположность учению пелагианства и полупелагианства (см. Пелагий). Взглядов Августина придерживался и Лютер, но Меланхтон и его последователи признавали волю искони присущею человеку способностью содействовать божественной благодати; это учение перешло и в лейпцигский интерим (см.), его же придерживался Ф. Штригель; лишь после того, как Иог. Пфеффингер в Лейпциге в своем сочинении "De libero arbitrio" (1555) также примкнул к этому учению, Амсдорф и Флациус в Иене возбудили в 1558 г. так назыв. "синергистический спор". Жители Виттенберга приняли сторону Пфеффингера, но герцогский двор официально отверг учение С. (в так назыв. "Konfutationsbuch", 1559); защитники его, Штригель и Гюгель, были посажены в тюрьму (в 1559 г.). В 1560 г. на диспуте в Веймаре Флациус объявил, что первородный грех есть сущность человека. Спор закончился составлением формулы конкордии (см.). Новейшее лютеранство вновь приблизилось к С., с той оговоркой, что содействие человека при исправлении происходит не с помощью его естественных сил, а с помощью сил, дарованных ему благодатью.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1294 | |
2 | 1193 | |
3 | 1141 | |
4 | 1124 | |
5 | 919 | |
6 | 712 | |
7 | 676 | |
8 | 660 | |
9 | 656 | |
10 | 651 | |
11 | 623 | |
12 | 622 | |
13 | 617 | |
14 | 609 | |
15 | 601 | |
16 | 597 | |
17 | 596 | |
18 | 574 | |
19 | 551 | |
20 | 544 |