Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - тихон задонский
Тихон задонский
св. — знаменитый иерарх и духовный писатель. Род. в 1724 г. в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губ., от бедного дьячка Савелья Кириллова, и назван Тимофеем. Учился в Новгородской семинарии и был оставлен при ней учителем. В 1758 г. принял монашество с именем Тихона; в 1759 г. назначен архимандритом Желтикова м-ря, потом переведен в Отроч м-рь и назначен ректором тверской семинарии и учителем богословия. В 1761 г. Т. был возведен в сан епископа Кексгольмского и Ладожского викария Новгородской епархии, а в 1763 г. перемещен на самостоятельную воронежскую епископскую кафедру. В первый же год своего пребывания в Воронеже, чтобы дать священнослужителям истинные понятия о совершаемых ими таинствах, Т. написал краткое учение "О седми св. тайнах". В следующем году им написано "Прибавление к должности священнической о тайне св. покаяния". В этом сочинении он руководствует духовных отцов, как им поступать при исповеди, как в одних возбуждать чувство истинного раскаяния и сокрушенного исповедания своих грехов, а других, которые предаются неумеренной, доходящей до отчаяния скорби о грехах, утешать милосердием Божием. Чтобы побудить священнослужителей к проповеданию слова Божия и приучить их к чтению душеполезных книг, Т. предписал, чтобы на литургии всякий воскресный и праздничный день читать или Толковое евангелие того дня, или из какой-либо другой книги, принятой в церкви, или полезное слово из Пролога. Он установил в кафедральном соборе по воскресным дням проповедание слова Божия, вызвав для этой цели из Московской славяно-греко-латинской академии Ивана Васильева Турбина. К слушанию его поучений должны были собираться священнои церковнослужители. В уездные города разослана была особая книжка для чтения в церквах. Духовенству было дано наставление, в котором были разъяснены высокие обязанности священника. В своих судебных решениях Т. являлся не столько судьей, карающим поступок, сколько пастырем, заботящимся об исправлении виновного. Еще раньше указа 1766 г. Т. запретил своей консистории телесное наказание священнослужителей; защищал своих подчиненных и от светских властей тогда еще дикого Донского края. По прибытии в Воронеж Т. нашел там лишь одну школу; другая была в гор. Острогожске. Он предписал открывать по всем городам славянские школы, но они оказались малополезными; тогда открыты были латинские школы в Острогожске и Ельце. Когда была ассигнована первая незначительная сумма на содержание училищ, Т. немедленно устроил в Воронеже полную семинарию, выписав учителей из Киева и Харькова. Т. часто посещал классы, отмечал лучшие места из писателей для толкования воспитанникам; для нравственного руководства учеников составил инструкцию ("Инструкция, что семинаристам должно наблюдать"). Пораженный дурным состоянием воронежских м-рей, Т. усердно принялся за их исправление и сочинил 15 статей увещания к инокам. Не довольствуясь одною устною проповедью, которую не все могли услышать, Т. писал и рассылал по церквам особые сочинения для народа: "Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти в памяти всегда содержать должно"; "Краткое наставление, како подобает себе в христианской должности содержать; "Наставление о должности христианской, родителей к детям и детей к родителям" с кратким изъяснением десяти заповедей; "Примечания некая, из Святого Писания выбранная, возбуждающая грешника от сна греховного и к покаянию призывающая с последующими образами, с кратким увещанием к скорому обращению". Им было написано также большое сочинение: "Плоть и Дух". Из проповедей Т. особенно замечательно "Слово о сырной седмице", а из увещаний — "Увещание жителям Воронежа об уничтожении ежегодного празднества, называвшегося Ярило". Т. правил Воронежскою епархией 4 года и 7 месяцев. По расстройству здоровья он в конце 1767 г. испросил себе увольнение и поселился сначала в Толшевском монастыре (в 40 вер. от Воронежа), а с марта 1769 г. — в Задонском монастыре. Здесь Т. своею жизнью показал пример высокого благочестия и аскетизма. Все время его, за исключением 4—5 часов тревожного отдыха, проходило в богословских занятиях и молитве. Он жил среди самой бедной обстановки, пищу употреблял самую скудную, несмотря на слабость сил, часто занимался тяжелыми работами, колол дрова, косил сено и пр. Строгий к себе, он был любовно снисходителен к слабостям других. Его глубокое смирение и всепрощение были тем замечательнее, что по природе он был человек горячий и нервный. Он до земли кланялся своему келейнику, если видел, что тот оскорбился каким-нибудь его замечанием; будучи богословом и подвижником, смиренно брал уроки духовной мудрости и духовного утешения из уст простых, неграмотных, но благочестивых монастырских старцев. Однажды в гостях у знакомых он вступил в беседу с каким-то дворянином вольтерьянцем и кротко, но сильно стал опровергать его; собеседник вышел из себя и дал ему пощечину; святитель тут же упал ему в ноги с мольбой о прощении — и этим так на него подействовал, что он с этих пор сделался хорошим христианином. Келья святителя сделалась источником духовного просвещения для обширного округа. Из ближних и дальних мест сюда стекался народ, чтобы получить его наставление и благословение. Особенно любил Т. беседовать с простым народом, утешал его в его тяжелой доле, увещевал не роптать против начальства и господ, помогал разоренным деньгами. Из монастырской слободы к нему ходили дети, которых он учил молитвам и приучал к церкви. Иногда он сам являлся в дома нуждавшихся в его участии. Он был миротворцем в ссорах окрестных дворян и ходатаем перед ними за их угнетенных крестьян. На благотворения шла вся его 500-рублевая пенсия и все, что он получал в дар от знакомых. Первым трудом Т. в Задонске было сочинение "Об истинном христианстве". Все сказанное здесь не только глубоко продумано, но и прочувствовано. Затем Т. трудился над книгою "Сокровище духовное от мира собираемое": это — размышления о предметах веры по поводу слов, изречений или каких-нибудь явлений из видимой природы. В то же время он составил еще "Проповеди краткие", "Наставление монашествующим", "Письма келейные", "Письма, к некоторым приятелям посланные" и "Наставление христианское". Св. Синод оценил достоинство этих произведений, составив из них для чтения в церквах "Наставление о собственных всякого христианина должностях" (1789; 48 изд. M., 1870). Специально для монахов написаны Т. "Правила монашеского жития" и "Наставление обратившимся от суетного мира". Кончина его последовала 13 августа 1783 г., а торжественное открытие его мощей — в 1861 г. Мощи Т. открыто почивают в Задонском Богородицком монастыре (см.). "Сочинения преосвященного Т., епископа Воронежского и Елецкого" изданы в СПб. в 1825—26 гг., в 15 част. Впоследствии Св. Синод взял на себя полное издание писаний св. Т. (M., 1 изд. 1836, 5 изд. 1889). Жизнь св. Т. описали два его келейника — Иоанн Ефимов, в монашестве Тихон, и В.
И. Чеботарев. Письма Ефимова, в которых изображается жизнь св. Т. на покое, хранятся в Киево-Софийской библиотеке (под № 194); в извлечении они напечатаны в составленном митр. Евгением жизнеописании Т., приложенном ко второму изданию "Творений" Т. "Записки о святителе Т." Василия Чеботарева напечатаны в "Православном обозрении" за 1861 г.
, № 7. Ср. Е. Болховитинов, "Описание жизни преосвящ. Т., епископа воронежского и елецкого, сочиненное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного" (СПб., 1796); П. С. Казанский, "Труды святителя Т. I, епископа воронежского, по управлению воронежскою паствою" ("Прибавления к Творениям св. отцов", 1862); "Житие иже во святых отца нашего Т., епископа воронежского, всея России чудотворца" (изд. 2, СПб., 1862); "Жизнь новоявленного угодника Божия Т., епископа воронежского и елецкого, с присовокуплением избранных мест из его творений" (изд. 2, M., 1862); "Житие святителя Т. Задонского" (СПб., 1866); В. Михайловский, "Святый Т., епископ воронежский и задонский" (СПб., 1873); архим. Игнатий, "Краткие жизнеописания русских святых" (СПб., 1875); "Житие святителя Т. Задонского" (М., 1894); прот. А. Лебедев, "Святитель Т. Задонский и всея России чудотворец" (изд. 3, СПб., 1896); К. Здравомыслов, "Иерархи новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени" (Новгород, 1897). П. Кратиров, "Святитель Т. Задонский, как пастырь и пастыреучитель" (Казань, 1897).Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1294 | |
2 | 1193 | |
3 | 1141 | |
4 | 1124 | |
5 | 919 | |
6 | 712 | |
7 | 676 | |
8 | 660 | |
9 | 656 | |
10 | 651 | |
11 | 623 | |
12 | 622 | |
13 | 617 | |
14 | 609 | |
15 | 601 | |
16 | 597 | |
17 | 596 | |
18 | 574 | |
19 | 551 | |
20 | 544 |