Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - успение божьей матери
Успение божьей матери
(15 авг.) — дванадесятый богородичный праздник. По самому древнему и общепринятому преданию церкви, событие это представляется в таком виде: после вознесения на небо И. Христа Пресв. Дева, оставаясь, согласно завещанию Сына, на попечении св. Иоанна, постоянно пребывала в подвиге поста и молитвы и в живейшем желании созерцать Сына, сидящего одесную Бога Отца. День кончины ее был открыт Ей от Господа. В этот день апостолы были восхищены на облаках из разных стран земли и поставлены в Иерусалиме. Сам Господь с ангелами и святыми явился в сретение души ее. Согласно воле Пресв. Девы, тело ее было погребено близ Иерусалима, в Гефсимании, между гробами ее родителей и обручника. На третий день, когда не бывший при кончине Богоматери ап. Фома пришел ко гробу, тела ее уже не было в гробнице. Церковь всегда веровала, что оно было взято на небо. Праздник У. Богоматери восходит к древнейшим временам христианства. В IV в. он является уже повсеместным, как это видно из свидетельства Григория Турского и из упоминания его во всех древнейших календарях.
В V в. написаны стихиры на этот праздник Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII в. — два канона, приписываемые Козьме Святоградцу и Иоанну Дамаскину. Первоначально праздник совершался 18 января, но по местам праздновался 15 августа. Всеобщее празднование его 15 августа установлено при императоре Маврикии (с 582 г.). В настоящее время он чествуется церковью с 14 по 23 августа.
К празднованию его верующие приготовляются двухнедельным постом, который называется Успенским и продолжается с 1 до 15 августа (см. Посты). В праздник У. церковь прославляет Богоматерь, честнейшую херувимов и без сравнения славнейшую серафимов, которая ныне, как царица, предстала одесную Сына и, приняв под Свое покровительство род человеческий, ходатайствует за него к благосердию Владыки. Вместе с тем событием У. Богоматери церковь учит нас, что смерть не есть уничтожение нашего бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию. К этой основной цели с IV в. присоединяется и другая — обличить заблуждение еретиков, которые отрицали человеческую природу Пресвятой Девы и утверждали поэтому, что о смерти Богоматери не может быть и речи. Таково было заблуждение коллиридиан, еретиков IV в.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1293 | |
2 | 1192 | |
3 | 1139 | |
4 | 1123 | |
5 | 918 | |
6 | 711 | |
7 | 675 | |
8 | 659 | |
9 | 654 | |
10 | 649 | |
11 | 622 | |
12 | 621 | |
13 | 617 | |
14 | 609 | |
15 | 600 | |
16 | 596 | |
17 | 594 | |
18 | 574 | |
19 | 551 | |
20 | 543 |