Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - визитация
Визитация
(от лат. videre — видеть) — обозрение лицами, власть имеющими, деятельности порученных их наблюдению лиц и учреждений. Это средство надзора получило особенное развитие в среде христианской церкви. Уже св. апостолы частью лично, частью через других, собирали сведения о состоянии основанных ими христианских общин. Затем в древней церкви это средство надзора практиковалось епископами лично или через особых должностных лиц — периодевтов (περιοδυταί), которые должны были обходить, т.
е. лично обозревать подведомственные епископу сельские общины. На Западе периодически правильная В. епископом и его архидиаконом приходских церквей, находящихся в пределах епархии, привела к возникновению так называемых синодальных судов (judicia synodalia, Sendgerichte) и синодальных свидетелей (Testes synodales). Свидетели эти под присягой давали обещание доводить до сведения епископа все преступления, совершившиеся в пределах прихода, как скоро епископ или позднее его архидиакон лично посетит данный приход и соберет всех прихожан.
К концу Средних веков институт синодальных судов вместе со свидетелями прекратил свое существование; визитации же производились не самими епископами, а их архидиаконами. Тридентский собор обязал епископов лично визитировать всю епархию раз в год или по крайней мере в два года, а в случае надобности и чаще, и только при невозможности личного обозрения разрешил назначать особого визитатора.
Кроме того, в католических странах деканы обозревают свои деканаты раз в год; архиепископы или митрополиты могут визитировать епархии подчиненных им епископов лишь с одобрения провинциального собора и после предварительной В. своей собственной епархии. В римско-католической церкви, существующей в пределах Российской империи, право В.
осуществляется епархиальным епископом или уполномоченными им лицами; для непосредственного заведования всеми монастырями в епархии при нем состоит особый визитатор монастырей, избираемый епископом и утверждаемый министром внутренних дел. Общие визитационные описи должны быть представляемы по истечении каждых пяти лет, а о монастыре — еще при каждой перемене его настоятеля; после ежегодных осмотров делаются донесения только о переменах, последовавших в последней описи [В монастырских и церковных архивах Северои Юго-Западного края подобные описания хранятся за целые столетия, что представляет весьма ценный исторический материал.
Ср., напр., "Литовские епархиальные ведомости" 1869 г., №№ 10 и 17.]. — В евангелической церкви В. в большом употреблении еще со времен Лютера. По его почину в 1527—1529 гг. произведена была в Саксонии знаменитая генеральная церковная В., по поводу которой Меланхтон составил "Visitationsbüchlein oder Unterricht der Visitationen an die Pfarrherrn im Kurfürstentum Sachsen". Ср. Burkhardt, "Geschichte der deutschen Kirchenund Schulvisitation im Zeitalter der Reformation" (Лейпц.
, 1879). В настоящее время в евангелических странах регулярная визитация церквей производится в определенные сроки суперинтендантами и деканами. Церкви самих суперинтендантов обозреваются генерал-суперинтендантами, где существует этот институт. Евангелические приходы, существующие в пределах России, обозреваются пробстами, по крайней мере один раз в три года.
Устав иностранных исповеданий (Св. Зак., т. XI, ч. I) дает пробстам подробные инструкции, рекомендуя обращать при В. особое внимание на школьное дело и на отношения проповедников к прихожанам. Генерал-суперинтенданты и суперинтенданты обязаны производить В. по крайней мере однажды в шесть лет. Наряду с регулярными В. Устав допускает и неожиданные.
— В древнерусской церкви В. епархии производилась епископами или лично, или через уполномоченных лиц. Объезжая епархию, епископ производил суд, за который взимались судные пошлины. Так, о владыке новгородском известно, что он, приезжая во Псков, проживал месяц на содержании города, творил в нем суд, брал "подъезд" с духовенства, а с мирян — судные пени.
"Подъезд" (или "заезд", "въезд"), судя по памятникам, взимался ежегодно, как постоянный налог. По Духовному Регламенту 1721 г. каждый епископ должен посетить свою епархию раз в год или по крайней мере в два года, причем установлен целый ряд правил, которые в общем направлены к тому, чтобы посещения архиерея с его свитой были по возможности необременительны для духовенства и для народа; правила эти не всегда удобоисполнимы и на практике не применяются.
Визитация церквей производится у нас дважды в год и возлагается на благочинных (см. это сл.).Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1294 | |
2 | 1193 | |
3 | 1140 | |
4 | 1124 | |
5 | 919 | |
6 | 712 | |
7 | 676 | |
8 | 660 | |
9 | 655 | |
10 | 651 | |
11 | 623 | |
12 | 622 | |
13 | 617 | |
14 | 609 | |
15 | 601 | |
16 | 597 | |
17 | 596 | |
18 | 574 | |
19 | 551 | |
20 | 544 |