Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - якубович петр филиппович

Якубович петр филиппович

якубович петр филиппович

известный писатель (как поэт под инициалами Л. Я., как беллетрист под псевдонимом Л. Мельшин, как критик под псевдонимом П. Ф. Гриневич). Родился в 1860 г. в Новгородской губ.; происходит из стародворянской семьи. В 1882 г. окончил курс на филологическом факультете с.-петербургского университета со степенью кандидата. В 1884 г. был заключен в Петропавловскую крепость, где пробыл около 3-х лет. В 1887 г., по так называемому процессу Лопатина, был приговорен военным судом к смертной казни, замененной, по конфирмации, 18 годами каторжных работ. До 1890 г. отбывал наказание в Карийской (Нерчинск. округа) политической тюрьме, затем был переведен в общеуголовную Акатуйскую каторжную тюрьму и три года работал в рудниках. Ряд манифестов сократил срок наказания; в 1895 г. Я. был отправлен на поселение в Курган, Тобольской губ.; в 1899 г. заболел сильным нервным расстройством и получил разрешение лечиться сначала в Казани, затем в СПб. Начало литературной деятельности Я. относится к 1878 г., когда он стал помещать стихотворения в "Деле". В следующие годы, кроме "Дела", стихи его печатались в "Слове", "Отеч. Зап.", "Устоях", "Живоп. Обозрении", "Вестнике Евр." и др. В 1881 г. издал, вместе с другими товарищами, в пользу студентов спб. унив., литературный сборник "Отклик"; в 1882 г., стараясь поддержать погибавший артельный журнал "Рус. Богатство" (перешедший затем к Л. Е. Оболенскому), писал там чрезвычайно много во всех отделах — стихи, повести, критические статьи и внутреннюю хронику. В 1887 г. был издан родными Я., под псевдонимом Рамшева, небольшой сборник его стихотворений. Литературная деятельность Я. возобновилась лишь в 1895 г. в "Рус. Богатстве", ред. Н. К. Михайловского. Здесь кроме стихов печатались его очерки каторжной жизни: "В мире отверженных", за подписью Л. Мельшин, и ряд критических статей и рецензий, преимущественно о поэтах. Отдельным изданием вышли: 1) "Стихотворения" (т. I, СПб., 1898). Книжка имела блестящий успех и в 1903 г. вышла 5-м изданием. В 1899 г., без ведома автора, книга была представлена в академию наук на соискание Пушкинской премии и получила почетный отзыв. Том II вышел в 1901 г. (второе издание в 1902 г.). 2) "Мир отверженных"; т. I вышел в 1896 г. и выдержал 3 издания, т. II — 2 издания. 3) "Пасынки жизни. Рассказы". С 1901 г. имели 2 изд. 4). "Очерки русской поэзии" (1903). 5) "Русская муза. Собрание лучших стихотворений русских поэтов XIX века" (1904). "Мир отверженных" переведен на немецкий и франц. языки. — Проникнутые замечательным единством настроения, стихи П. Я. отводят ему одно из первых мест среди поэтов Некрасовской школы. Это певец борьбы, с первых шагов на поэтическом поприще понявший свою литературную задачу как призыв к отстаиванию дорогих ему идеалов народного счастья. Страстный любитель поэзии во всех ее видах, он, однако же, сознательно отказался от изображения идиллических сторон жизни: "я также петь бы мог заката пышный блеск, луны сребристый рог, волны дремотный блеск". Но рано его "прозревший взор" увидел "в печали край родной" и его душой завладело "одно лишь желанье великое, чтоб солнцу любви и свободы святой уступило насилие дикое". Он отверг мечты о личном счастье: "спокойное счастье преступно и ложно, когда всюду кругом безотрадно-темно"; он познал "иного бога власть, иной тоски огонь неугасимый, святой любви к стране своей родимой неумирающую страсть". Нелегко далось такое решение: "сердце бьется тревожно и страстно, и душа молодая невластна грезы личного счастья проклясть". Но подвиг зовет, и на "алтарь свободы" боец несет "и жар души, еще не утоленный, и крепость мышц, и силу воли гордой, и правый гнев и правую любовь". Он был побежден, но это нимало не сломило его духа. Оплакивая судьбу своего "поколенья проклятого Богом", Я. всего менее, однако, стал нытиком. Он не сомневается в том, что в будущем его идеалы восторжествуют; он знает, что решает дело "вал девятый, вал последний, роковой", но для этого "нужны первые усилья, нужен первый вал, второй" и он с радостным чувством обрекает себя участи первых, бесплодных валов. В частности, по отношению к бойцам-певцам, он убежден, что "песнь полней, светлей и чище выходит из страдавших уст"; он думает, что "самой судьбой для русской музы даны скитанья, скорби узы, и без тернового венца, что слава русского певца!" Ни на какие компромиссы он не пойдет: "жизнь — борьба, а не рабство... сберегай горделиво до конца свою верность и честь". "Беги, мечта любви, мечта о примиреньи, прочь песни рабские унынья и тоски; я весь огонь и меч, я весь порыв отмщенья, и гнева я певец до гробовой доски". Эта бодрость находится в органической связи с оптимистической уверенностью, что победа идеалов певца принесет с собой несказанное счастье: "я знаю — на костях погибших поколений любви и счастья прекрасный цвет взойдет; кровь жаркая борцов и слезы их мучений лишь почву умягчат, чтоб дать роскошный плод. Из груды их крестов создастся ряд ступеней, ведущих род людской к высоким небесам: свершится дивный сон и светлых райских сеней достигнет человек и богом станет сам. О, как горит звезда неведомого счастья, как даль грядущего красна и широка, что значит перед ней — весь этот мрак ненастья, всех этих мук и слез безумные века". Этот светлый оптимизм стоит также в тесной связи с одной из чрезвычайно характерных черт поэзии П. Я.: сердце этого сурового и непреклонного бойца полно необыкновенной нежности. Его стыдливо-страстные обращения к подруге жизни, к родным по духу и по крови полны самого задушевного чувства, а превосходное стихотворение "Сестре" принадлежит к числу самых трогательных произведений русской поэзии. Как поэт-переводчик, П.Я. совсем иной. Он не только охотно переводит таких представителей "чистой" поэзии, как Сюлли-Прюдом, но является главным переводчиком на рус. язык того поэта, которого современное "декадентство" и символизм считают своим родоначальником — Боделера. В числе "переводов" П. Я., правда, имеются "тюремные мелодии" Чезаре Никколини ("Тюрьма, как некий храм, я помню в детства годы пленяла юный ум суровой красотой") и "Ирландские песни" О'Коннора, но этих поэтов столь же трудно отыскать в истории литературы, как и того "поэта" Лару, с именем которого напечатано одно из стихотворений Некрасова. Как критик русских поэтов, Я.-Гриневич гораздо одностороннее; его "Очерки русской поэзии" недостаточно справедливо относятся к поэтам чуждых П. Я. настроений. С такой же односторонностью составлена хрестоматия "Русская муза". — Пользуясь, как поэт, симпатиями определенной части читающей публики, Я.-Мельшин встретил всеобщее признание своим "Миром отверженных". Критика всех направлений признала, что после "Мертвого дома" Достоевского — это самое замечательное изображение тюремного мира. Не проводя праздных по своей несоизмеримости параллелей между гениальным психологическим захватом Достоевского и просто талантливыми очерками Мельшина, следует, однако, заметить, что "Мир отверженных", как сумма реальных наблюдений, дает гораздо больше, чем "Мертвый дом". В противоположность Достоевскому, который перенес на арестантов часть своей собственной психологии, Мельшин замечателен трезвым отношением к товарищам по каторге того "Ивана Николаевича", от имени которого ведется рассказ. Он чужд всякой идеализации и глубокую, почти безнадежную испорченность тюремного люда нарисовал с такой беспощадностью, что заслужил даже упреки со стороны некоторых народолюбцев. Тем более отрадное и бодрящее впечатление производят далеко не бесплодные попытки "Ивана Николаевича" поднять нравственный уровень тюрьмы живым общением с нею на почве обучения грамоте, чтения вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова. В чисто литературном отношении лучшим эпизодом "Мира отверженных" является трогательно-поэтический рассказ о смерти по несчастной случайности попавшего в тюрьму юноши-киргиза Маразгали.

С. Венгеров.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины