дейнека александр александрович [8 (20) мая 1899Курск 12 июня 1969, Москва], российский художник. Мастер, воплотивший социально-утопические идеи коммунизма с особой пластической и эмоциональной силой. В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли. Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-17). В 1919-20 руководил студией при Курском политическом управлении, выезжал на фронт как художник агиттеатра, участвовал в обороне Курска от белых войск. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-25), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. В 1925 стал одним из учредителей ОСТа. Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале "Безбожник" (или "Безбожник у станка"; с 1923). Броская, "снайперская" линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись ("Перед спуском в шахту", 1925, "На стройке новых цехов", 1926; обе в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Жесткая патетика "Обороны Петрограда" (1928, Центральный музей Вооруженных сил; повторение 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции. Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов ("Бег", 1932-33, Русский музей). Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма ("Игра в мяч", 1932, Третьяковская галерея). Почти мифологического величия достигают женские образы ("Мать", 1932, там же), порой задорно-эротичные ("На балконе", 1931, частное собрание, Москва). Мотивы счастливой страны будущего, населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ ("Будущие летчики", 1938, Третьяковская галерея). Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена "Маяковская" (1938-39) этих красочных "прорывах" из подземелья. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935).
Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны ("Оборона Севастополя", 1942, Русский музей). Во второй половине 1940-х его "физкультурные поэмы" обретают еще более праздничную, победную интонацию. Вещи позднего периода (мозаики "Хорошее утро" и "Хоккеисты",1959-60; за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера.
Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему "лакировочному" искусству, став одним из важных стимулов "сурового стиля". Удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1969.