Поиск в словарях
Искать во всех

Современный толковый словарь - кустодиев борис михайлович (1878-1927)

 

Кустодиев борис михайлович (1878-1927)

кустодиев борис михайлович (1878-1927) российский живописец. Красочные сцены крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта (серия "Ярмарки"). Мастер портрета ("Ф. И. Шаляпин", 1922), иллюстратор, театральный художник.КУСТОДИЕВ Борис Михайлович [23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань 26 мая 1927, Ленинград], российский художник. Прославился своими национально-романтическими произведениями, благодаря которым стал одним из самых популярных мастеров русского модерна.Выходец из семьи преподавателя духовной семинарии. Для его становления как художника наибольшее значение имели уроки И. Е.

Репина в петербургской Академии художеств, где он учился в 1896-1903. Был членом объединений "Мир искусства" и "Союз русских художников".Первые опытыРепин сделал молодого мастера одним из соавторов своей картины "Заседание Государственного Совета" (1901-03, Русский музей). Сотрудничество вылилось в настоящее соперничество, поскольку Кустодиев, являя раннюю зрелость таланта, создавал удивительно живые импрессионистические портретные этюды, почти не отличимые от репинских.

Продемонстрировал замечательное мастерство портретиста и в самостоятельных своих портретах-картинах начала века, элегантных и экспрессивных ("И. Я. Билибин", 1901, там же; "Семья Поленовых", 1905, Историко-художественный музей, Вена). Позднее (с 1908) увлеченно работал и в скульптурном (тоже импрессионистическом по манере) портрете, создав в пластилине, гипсе, которые затем часто переводились в мрамор, целую галерею портретных бюстов известных деятелей культуры (М. В. Добужинского, В. Э. Мейерхольда, А. М. Ремизова, Ф. Сологуба и т. д.).Ранний интерес к национальному быту и истории отнюдь не сочетался у Кустодиева с консервативным охранительством. В своих политических симпатиях он был либералом, сочувствующим революции, что особенно ярко и зло проявилось в его антиправительственных карикатурах 1905-06 гг.Русская провинция в картинах КустодиеваЖил преимущественно в Петербурге и Москве, постоянно наезжая в живописные уголки русской провинции. Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др.

Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, "ярмарки", "масленицы", "деревенские праздники", которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом.

Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской провинции как таковой ("Купчиха", 1915; "Купчиха за чаем", 1918; оба Русский музей), окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей ("Ф. И. Шаляпин", 1922, там же). С годами в его композициях нарастает иронически-театральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической, ирреальности ("все мои картины сплошная иллюзия", говорил сам мастер).

Поэтому сценография как таковая (оформление "Блохи" Е. И. Замятина во 2-м МХАТе, 1925, и др. спектакли, в том числе по пьесам А. Н. Островского) предстает естественным продолжением его станковых работ.Тяжелая болезнь приковывает Кустодиева с 1916 к инвалидному креслу, но он продолжает работать чрезвычайно активно и самобытно. Мотивы радостного обновления доминируют в его картинах с новой, революционной тематикой ("Большевик", 1920, Третьяковская галерея; "Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого", 1921, Русский музей). Он создает агитационную графику в духе народного лубка, часто выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке "Русь" (с текстом Е. И. Замятина; 1923) и др. циклах, продолжает работать и как скульптор (модели для фарфоровых статуэток). Характерные для ряда его образов эротические ноты, добродушные ("Русская Венера", Нижегородский государственный художественный музей, 1924-26) или более драматичные ("Купчиха и домовой", 1922, частное собрание, Санкт-Петербург), достигают предельной откровенности в неопубликованных рисунках к "Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова [частное собрание, Москва; опубликованные же иллюстрации (1923) составляют один из самых интересных и ярких книжных циклов художника].Сочинения:Письма. Статьи, заметки, интервью... Л., 1967.Литература:Лебедева В. Е. Б. М. Кустодиев. М., 1966Капланова С. Г. Новое о Кустодиеве. М., 1979.Борис Кустодиев: Альбом-каталог / Составитель М. Г. Эткинд. М., 1982.Докучаева В. Н. Борис Кустодиев. М., 1991.М. Н. Соколов .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины

1
1126
2
822
3
818
4
810
5
795
6
762
7
758
8
663
9
635
10
610
11
583
12
572
13
571
14
567
15
566
16
549
17
539
18
535
19
535
20
531