Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - абрамович шолом яков

Абрамович шолом яков

(псевдоним Менделе Мойхер-Сфорим, т. е. "Менделе-Книгоноша"; 1835—1917) — "дедушка еврейской литературы", положивший основание еврейской художественной литературе; род. в глухом местечке Минской губ., отрочество провел в странствованиях с бродячим нищим по Литве, Белоруссии и Украине; 22 лет поселился в Бердичеве, где впервые серьезно занялся литературной работой. Преследования еврейских заправил, усмотревших в его драме "Коробочный сбор или банда городских благодетелей" сатиру на себя, вынудили его переехать в Житомир (1869), где он сдал экзамен при Раввинском училище и написал ряд лучших своих произведений; в 1881 переехал в Одессу, где до конца своей жизни состоял руководителем еврейской "Талмуд Торы" (религиозная школа). А. вырос в наиболее тяжелые годы николаевщины и пережил эпоху падения крепостничества и "великих реформ", знаменовавших в еврейской жизни начало распада еврейского средневекового религиозного уклада. То было время борьбы еврейских "просвещенцев" ("маскилим"), идеологов молодой еврейской буржуазии, против власти синагоги, против олигархии и паразитизма общинных заправил, за освобождение личности от контроля религиозной общины, за светские знания, за переход к труду. Перед идеологически связанным с "просвещенцами" А. была двойная задача: дать галерею образов — выразителей веками сложившегося уклада, распад которого начался, — содействовать художественными произведениями переоценке средневековых религиозных бытовых ценностей и борьбе за идеалы "просвещенцев". Это обстоятельство привело к тому, что наряду с произведениями, где художественный образ лишь отчасти дополнялся авторскими рассуждениями, он создал ряд произведений, где доминировала "просвещенская" дидактика ("Коробочный сбор или банда городских благодетелей", "Кляча", "Военный набор" и другие). Основные произведения А., составившие эпоху в еврейской литературе: "Путешествия Веньямина Третьего", "Фишка хромой", "Волшебное кольцо", "Маленький человечек", автобиографическ. повесть "Шлойме, сын Реб Хаима". Здесь Абрамович дал картину еврейского местечка, с его мировоззрением, ограниченным синагогальным житием и схоластич.-раввинской словесностью, с его средневековым аскетизмом, верой в высокую миссию еврейского народа и в близкий приход Мессии, наивной надеждой на родного Ротшильда, который заступится за "бедных собратьев". Этот застывший быт внимательно наблюдает странствующий книгоноша — герой его лучших произведений; Менделе видит не только патриархально-наивные, но и жестокие стороны жизни: бедную, забитую, голодную народную массу, общественных "благодетелей" и "благотворителей" с их ханжеством, жесткостью и цинизмом. Начав писать на древнееврейском, А. скоро перешел на еврейский язык — "идиш", впервые создав еврейский литературный стиль, которому следовало целое поколение еврейских писателей. Повесть А. "Кляча" печаталась в "Восходе", и журнал был закрыт на 6 месяцев "за намеки и несправедливые жалобы на положение евреев, заключенные в произведении А.". В изд. "Современные проблемы" вышел перевод главн. произв. А. на рус. яз. (1905—07).

Автобиографическая заметка А. помещена в еврейском сборнике "Sefer Sikoron". Об А. писали на евр. яз. А. Левитский (сборник "Haomer"), Баал Махшовот (в "Volksstimme", № 6—9, 1907). На английск. яз. Wiener, History of Yiddish Literature (стр. 148—160). На рус. яз. "Еврейская Энциклопедия", т. I, стр. 151—9.

И. Нусинов.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое абрамович шолом яков
Значение слова абрамович шолом яков
Что означает абрамович шолом яков
Толкование слова абрамович шолом яков
Определение термина абрамович шолом яков
abramovich sholom yakov это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):