Большая биографическая энциклопедия - афанасьев константин яковлевич
Афанасьев константин яковлевич
— гравер на меди, род. 31-го мая 1793 г., ум. 3-го октября 1857 г. Рано потеряв отца, минц-мейстера при С.-Петербургском монетном дворе, он был отдан матерью, 1-го марта 1801 г., на воспитание в Академию Художеств. Обучался Афанасьев сначала у Клаубера, а затем у Н. И. Уткина. За рисунки с натуры он получил вторую и первую серебряные медали (1810 и 1814), а в 1815 г. окончил курс с аттестатом 1-й степени и был оставлен при Академии, причем в 1818 г., под руководством Уткина, выполнил гравюры: "Св. Иероним" (с карт. Егорова), за что получил звание художника, и "Смерть Юнга-Штиллинга" (с эстампа Кригера). Семь лет после этого Афанасьев прожил в Павловске (С.-Петербургской губ.), где, в альбом вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны, нарисовал акварелью много видов этого города. Весьма трудолюбивый и талантливый гравер, Афанасьев почти за сорок лет своей художественной деятельности исполнил 448 досок, занимался литографией и первый в России начал гравировать на стали. Гравюр Афанасьева встречается наголову в изданиях Плавильщикова, Свиньина ("Отеч. Зап."), Оленина, Смирдина, В. И. Григоровича (скульптурные произведения Мартоса), Фишера ("Памятник искусств"), Сапожникова и Прянишникова ("Ветхий Завет"), Археологической комиссии (Древности Босфора Киммерийского"), Академии наук (портреты для "Месяцесловов"), в "Сыне Отечества" (модные картинки). 30-го сентября 1838 г. Афанасьев получил звание академика за "Вид сооружаемого в Симбирске памятника Н. М. Карамзину". В числе лучших работ Афанасьева следует упомянуть портреты Келера и Уткина и виньетки для Главного Штаба.
Подробный перечень всех работ Афанасьева в хронологическом порядке в "Словаре русских художников" Н. П. Собко, т. 1, стр. 279—285, и Д. Шлун, рукопись, т. VII, стр. 394.
{Половцов}
Афанасьев, Константин Яковлевич
— русский гравер; род. в 1793 г. Сын мюнц-мейстера при СПб. монетном дворе, А. обучался гравированию в Академии художеств под вуководством Клаубера, а с 1814 г. — Н. И. Уткина, известного гравера, ученика того же Клаубера. За эстамп "Св. Иероним", с картины Егорова, получил звание вольного художника, а в 1837 г. — звание академика за прекрасно исполненный заказ Академии — гравюру на стали памятника Н. М. Карамзина, с рисунка К. П. Брюлова. В 1838 г. с рисунка Крюгера выгравировал портрет академика Келера, но фамилии не подписал, как и на многих других своих работах, почему и пользовался незначительной известностью при жизни. Лучшим произведением резца А. считается портрет императора Николая Павловича — на стали, с карт. Крюгера (нах. в зале Капитула орденов) — эта работа ио отзыву знатоков (и И. И. Уткина есть верх совершенства по своему исполнению. Известна также его гравюра Петр I, в облаках, на меди, с гравюры Баузе. А. первый в России начал резать на стали. Умер в 1857 году.
{Брокгауз}
Афанасьев, Константин Яковлевич
(Constantin Afanassief) — гравер резцом и пунктиром. Родился в С.-Петербурге 1793, ум. 1857. В академию вступил в 1803 г.; 1810 и 1814 получил 2-ю и 1-ю серебряные медали за рисунки с натуры. 1815 г. 1 сентября выпущен с аттестатом 1-й степени учеником 4-го возраста гравировального художества. 1816 г. 16 октября (при выпуске) оставлен при Академии художеств для усовершенствования. С 1817 г. числился в классе Уткина. 1818 г. получил 2-ю золотую медаль за гравюру "Св. Иероним", с оригинала Егорова и вышел из академии. По выходе из академии К.Я. Афанасьев награвировал громадное число досок для разных изданий. Занимаясь частными работами, он первый начал гравировать у нас на стали. В 1836 году выставлен им портрет Мартоса. В 1838 году, за гравюру на стали, — памятник Карамзину, — признан академиком; 1839 выставлены им: памятник Карамзину, портрет Келера и виньетка к Годунову. В 1846: портреты Петра I и Н.И. Уткина; 77 контурных досок Священной Истории с рисунков Агина и 13 досок керченских древностей. Умер в 1857 году. Гравюрам своим К.Я. Афанасьев вел собственноручный список, в котором значится награвированных им 448 досок. Особенно художественных листов в них нет; К.Я. Афанасьев был второстепенный мастер, имел красивый, но черствый резец. Отличался чрезвычайным трудолюбием. К числу лучших его произведений следует отнести: Портреты Келера, Н.И. Уткина и виньетки для Глав. штаба.
Перечень его работ (в скобках поставлены номера его собственноручной описи).
Портреты:
1. Александр I (опись № 12); один из календарных портретов, без имени Афанасьева. — 2. Александр II, 1849 г. — 3 и 4. Он же; две доски для календаря 1852 г. (опись 83). — 5. В. кн. Анна Павловна (оп. 88). — 6. Аракчеев (оп. 11). — 7. Барков (опись 4, для Плавильщикова). — 8. Он же; по описи означен № 85 "для себя"; доска осталась у его сына. — 9. Борис Годунов (виньетка; опись 60). — 10. Бортнянский; литография. — И. Востоков (опись 16). — 12. Кн. П.А. Вяземский (опись 15). — 13. Ф.Н. Глинка (опись 17). — 14. Дмитрий Самозванец (опись 45). — 15. Кн. В.В. Долгорукий (опись 86). — 16. Кн. Я.Ф. Долгорукий (опись 87). — 17. Имп. Елизавета Алексеевна (опись 27). — 18. Енгалычев (опись 19). — 19. Ертов (опись 18). — 20 и 21. Н.М. Карамзин (по описи: № 8, две доски для Гауншильда). — 22 и 23. Памятник Карамзину (оп. 58). — 24. Келер. — 25. Козлов (оп. 42). — 26. И.А. Крылов (в оп. нет). — 27. Кузнецов (оп. 95). — 28. Кулибин (оп. 33). — 39. Кульман; подпис. Уткиным (оп. 47). — 30. Мазепа; виньетка (опись?). — 31. Мартос (опись 271). — 32. А.Ф. Мерзляков (опись 14). — 33. Нарежный (оп. 10). — 34. Имп. Николай I (оп. 84). — 35. Гр. В.Д. Олсуфьев (оп. 89). — 36. Петр I (в оп. нет). — 37. В.А. Плавильщиков (оп. 9). — 38. А.С. Пушкин. — 39. Нимфодора Семенова. Слов. № 2 (по описи для Иванова 28). — 40. Сосницкий (по описи для Иванова, 26) грав. пунктиром. — 41. Тон (в оп. нет); грав. пунктиром. — 42. Н.И. Уткин (опись 79). — 43. Фукс (оп. 30). — 44. Юнг-Штиллинга, смерть его.
Четыре портрета путешественников; копированные резцом с досок иностранной работы (пунктиром):
45. А.А. Бугенвиль. — Гр. Афанасьев. — 46. И.Ф. Г. де Лаперуз. — Гр. Афанасьев. — 47. Ф.В. Бичи. — 48. Ю.С. Цезарь Дюмон-Дюрвиль. Последние два обрезаны и без подписей. В моем собрании находятся иностранные оригиналы их, гравированные пунктиром, с русскими подписями (сделанными здесь на ориг. досках). Все четыре портрета куплены мною у г. Константинова за работы его отца. 49. Св. Иероним: писал профессор г-н Егоров — рис. и грав. К. Афонасьев; 10.4 х 9.1. Доска в этом виде находится в Академии художеств (отпечатки продаются там по 50 коп.). Отпеч. с нее помещены в атласе книги: Н.И. Уткин, его жизнь и произведения. С.-Пбг., 1884 г. — первые отпечатки прежде имен мастеров. — 50—133. "Ветхий Заветь в картинах. Издание Ф. Прянишникова и А. Сапожникова. Санктпетербург 1846". 4°; заглавный лист с Моисеем и 82 нумерованных картинок в очерках (всего 83). Из предисловия видно, что картинки рисованы художником Агиным. В описи досок К. Афанасьева показано всего 77 досок (№ 78); доски эти были на выставке 1846 г. — 134— 188. "54 картины из Священной Истории Ветхого Завета, составленный, в 4-ю долю листа, бывшим профессором Императорской Академии Художеств, Сапожниковым. Пояснение к картинам, имеющее полную историческую связь, написано В. Золотовым. СПб. изд. Товар. Общая Польза. 1861 г.". 4°. Эти 54 доски показаны в описи Афанасьева под № 81 (для Перовского); это те же самые доски, которые показаны под №№ 50—133; они перегравированы Афанасьевым вновь; все тени значительно усилены. Из числа 83 досок предыдущего издания 31 доска исключена (оставлено всего 52) да две доски (№№ 44 и 47) пригравированы вновь. Оба издания попадаются довольно редко, хотя лет 10 тому назад первое из них продавалось в Обществе Поощр. Художников по 1½ р. за экземп. 189—192. Четыре евангелиста; грав. на стали, для Синода (опись 94). — 193. Антиминс для Св. Синода (оп. 90). — 194. Другой Антиминс, грав. на стали с рисунка Ф. Солнцева в 1855 году (оп. 93); см. Рус. Нар. Кар. IV. 633. — 195. Контур с картины Егорова: Взятие Богоматери на небо (оп. 55). В Худож. Газете 1836 г. — 196. Контур с картины Иванова: Явление Христа Марии Магдалине (оп. 55). В Худож. Газете 1837 г. — 197. Введение во Храм — с кар. Басина. — Гр. Афанасьев. 4°. Контур (оп. 68). В Худож. Газете 1841 г. — 198. Тайная вечеря. С карт. Шебуева. — Гр. Афанасьев. Контур (оп. 68). В Худож. Газете 1841 г. — 199. Поклонение волхвов, с барельефа И.П. Витали. Грав. Афанасьев (в Исакиевском соборе). (Оп. 71). Первые отпечатки прежде всякой подписи. Эти контуры деланы по заказу Общества Поощрения Художников и помещены в Художественной Газете 1842 г. — 200—223. 24 доски в очерках для издания: "Древности Босфора Киммерийскаго, хранящаяся в Императорском музее Эрмитажа. С.-Петербург. В типографии Академии Наук. MDCCCLIV"; то же заглавие на французском языке; два тома текста и один том рисунков; все в лист. Кроме Афанасьева, для этого издания гравировали Ческий, Андрузский и француз Пикар; представляю перечень всех помещенных в этом издании таблиц; все они деланы по рисункам Пикара ("Рис. с нат. Р. Пикард"; то же по-французски), кроме таблицы XIIа, которая рисована Ф. Солнцевым. Впереди фронтиспис, хромолитографированный Семечкиным.
21 таблица (I—XX—XIIа) подписаны: Грав. К. Афанасьев, С. Afanasief inc. XXI таблица: Грав. Д. Андрузский. D. Androussky inc. XXII и XXIII таб.: Грав. Ческий. Tcheski inc. XXIV: Грав. с нат. Р. Пикард. XXV: Грав. Ческий. XXVI: Грав. К. Афанасьев. XXVII: Грав. с нат. Пикард. XXVIII: Грав. Ческий и Андрузский. XXIX: Грав. Д. Андрузский. XXX: Грав. К. Афанасьев и Д. Андрузский. XXXI: Грав. К. Афанасьев. XXXII—XXXVI (5 листов): Грав. Д. Андрузский. XXXVII— XLIII (7 листов): Грав. с нат. Р. Пикард. XLIII—LXXVIII (35 листов) хромолитографий Семечкина, печатанных красками Дарленгом. LXXIX и LXXX: Грав. с нат. Р. Пикард. LXXXI—LXXXIV (4 листа) хромолитографии Семечкина. LXXXV—LXXXVI (2 листа): "Грав. с нат. Р. Пикард". Пять литографированных планов, помеченных буквами А. В. С. (Семечкин), и две большие карты в двойной лист: 1-я окрестностей г. Керчи: "Рисовал топограф 1-го класса Гузеев. Гравир. Гармуев", и 2-я карта Босфора Киммерийского... Рисовал топограф 1-го класса Гузеев. Гравир. Петелин. Вырез. слова Флоров".
Эти двадцать четыре доски работы Афанасьева помещены в его описи за №№ 80 и 92. 13 досок из них были на выставке 1846 года.
224—233. Десять досок для издания: "Анатомико-хирургическия Таблицы... изданные Христианом Саломоном и Петром Савенком. СПб., 1831"; в огромный лист, и 21 лист чертежей, из которых 11 с тенями и 10 (повторения тех же самых чертежей) в контурах. К. Афанасьевым гравированы: Большая виньетка на заглавном листе; таблица I (с тенями и в контурах); таблица V (то же); таб. VIII (то же); таб. X (то же) и таблица XI (один раз, с тенями).
Остальные 12 таблиц (тоже по две за каждым нумером, в тенях и в контуре) гравировали: Таб. II. Федор Иордан; III. Збруев; IV. Брейтгорн; VI и IX. И. Ческий и VII. Степанов*. 234—235. Две доски акушерских операций для Медико-хирургической академии (оп. 52). — 236. Глазная операция. Саломон и Савенко (оп. 54). — 237—241. 5 досок к изданию: "Антропометрия Шебуева"; в лист (опись 57). — 242—270. 29 досок контуров для Фишера (опись 76); упомин. в отчете Ак. худ. 1842—1843.
Из числа помещенных в Памятниках Искусства (СПб., 1841—1842; 8°) могут быть отнесены к его работам следующие доски: 1) Сократ в темнице, с картины Маркова; 2) Витая лестница; 3) Памятник Минину и Пожарскому; 4) Катафалк короля Фридриха Вильгельма; 5) Оранжерея в Граце; 6) Воздухонагревательная машина; 7 и 8) Ювелирные камни; 9 и 10) Наборные узоры; 11) С.Ф. Щедрин; 12) Портрет Дзаргучея.
271—345. 75 досок для Биографии Мартоса, его портрет и контурные изображения его работ (опись 50). — 346—351. Шесть досок контуров для Воинского Устава (опись 53). — 352—357. Шесть досок с А. Брюллова, — планы и детали церкви в Александрии. Без подписей (опись 73).
Виньетки: 358. Вид под портретом Ермолова (так обозначено в описи под № 2; это должно быть под портретом Нелидова вид Курска).
359—375. Шестнадцать виньеток из Всеобщей Истории; для Эрдели (опись 3). — 376—380. Пять виньеток; ему же (опись 4). — 381. Виньетка для Ястребцова; ему же (опись 7). — 382. Виньетка из "Душеньки"; А.Ф. Воейкову (оп. 20). — 383. Аполлон на Пегасе; ему же (опись 21). — 384. Виньетка для А.А. Жандра (опись 22). — 385—396. 12 виньеток к Бальзаку; для Заикина (опись 23). — 397. Карикатура на Наполеона, под названием: Ночной кошемар; гравирована под смотрением Уткина; мой экземпляр с пометой его руки. — См. Р. Н. К. IV. 437. (В описи не поименован). 398. Заглавный лист: "Сочинения Владислава Александровича Озерова Иждивением Ивана Заикна. СПб., 1827". С виньеткой: Слепой Велизарий с дочерью (получен мною от Иордана). 399. Виньетка на заглавном листе: "Драматически Альманах | на |1818 год | С.-Петербург (А. Иванова)"; на ней изображен памятник, вверху его корона, кадуцей и две маски на жезле, а внизу курящаяся кадильница (опись 29). — 400—409. Десять виньеток Б.М. Федорову; для Смирдина (опись 31). — 410. Виньетка для Отечествен-
ных Записок, Свиньина: Вид города Оренбурга; рис. с натуры П. Свиньин; грав. К. Афанасьев. 2.8 х 4 (опись 32). — 411. Туда же; 1833 г. кн. 16: Живопись | картина Андрея Матвеева, | из Галереи графини Соф. Влад. Строгоновой. Грав. Афанасьев. 3.8 х 2.4 (опись 32). Первые отпечатки до подписи; третьи, с подправленной доски. — 412—435. 24 виньетки для Смирдина (опись 35). 436. Виньетка к роману Зотова "Леонид"; СПб., 1832; часть III; 8°, — Смирдину (опись 36). 1-е отп. прежде подписи*. 437— 439. Три виньетки к Дон-Кихоту, для Смирдина: грав. Афонасьев; ч. II; то же: ч. V; то же: ч. VI (опись 38); 8°. Первые отпечатки прежде всякой подписи*. — 440. Большой выход Сатаны; виньетка. В Новоселье ч. I; 8°; к повести барона Брамбеуса, подпись: Рис. А.П. Брюллов. — Грав. К. Афонасьев. Первые отпечатки прежде всякой подписи* (опись 39). — 441. Виньетка: Христос с детьми; при книге Мансветова "Подарок детям на Пасху, 1830" (опись 41). — 442. Модная картинка для журнала Смирдина (опись 44). — 443. Виньетка: "Мы все в одну сольемся душу За Веру, | Царя | и | Отечество | 1812 | Стихотворения М. Лобанова | *** СПб." — 444. Виньетка: Пимен, к Годунову, для Лобанова; без подписи (поименована в числе портретов. — 445—448. Четыре виньетки для детской книжки; на двух досках, с легкими тенями; 16° (Повар хочет резать барашка; Девочка подает нищему и пр.). В описи не значатся, но куплены мною от Константинова за работы его отца. 449. Одалиска: Писал Плюшар. — Грав: Афонасьев. К Альманаху Владиславлева на 1838 г.; 3 х 4 (опись 56). 450. Виньетка для книги "Хаджи-Баба": Перс бежит от женщины, которая снимает с ноги туфлю, чтобы его ударить (опись 62). У Е. Тев. экз. без всякой подписи. 451. Виньетка из Федры (две женские фигуры), для М. Лобанова. У меня экз. без подписи (опись 66). 452. Виньетка: "Неси меня", к стихотворению гр. Ростопчиной; в I томе Памятника Искусств 1841 г. (опись 69). Без всякой подписи; представляет женщину со скрещенными на груди руками, которую несет Ангел. Доска и два пробных отпечатка с нее в собрании Е. Тевяшова. 453 и 446. Две виньетки Лобанову (поправлены) (опись 70). 454. Вид Андреевской церкви в Киеве; для Гл. штаба; Памятная Книжка (опись 72). Есть экз. без подписей*. 455. Вид Аничкова моста; туда же (опись 74). Есть экз. без подписи и до облаков. 456. Цыганский табор (из Пушкина), для Фишера (опись 75). Без подписи. 457. Памятники С.-Петербурга; для Кораблева (оп. 91).