Большая биографическая энциклопедия - афанасий любимов
Афанасий любимов
(до пострижения Алексей Артемьевич) — первый архиепископ холмогорский и важеский, с именем которого тесно связана вся история церковного благоустройства холмогорской епархии, род. в Сибири, в 1641 г., ум. 5-го сент., 1702 г. В юные годы Любимов был сам раскольником, но скоро оставил заблуждения и, ища духовного просвещения, поступил в патриаршую школу, находившуюся в Москве, в Чудове монастыре. Приняв затем пострижение, с именем Афанасия, он был рукоположен в иеродиакона, потом в иеромонаха, а в 1675 году возведен в сан игумена Тобольского Успенского монастыря. Игуменство Афанасия было кратковременно. Отличные дарования и ученость, соединенные с добродетельною жизнью, обратили на себя внимание московского патриарха Иоакима, который вызвал Афанасия в Москву и определил в число крестовых монахов при патриаршем доме, поручив ему просмотр и приготовление к печати переводов отеческих писаний с греческого на славянский язык. В бытность свою в Москве Афанасий в 1682 г. присутствовал на словопрении с раскольниками и спорил о вере с Никитою Пустосвятом. Между тем, внутренние события нашего отечества, во второй половине ХVIІ века, готовили Афанасию более обширное духовное поприще. В самой Москве раскол дерзко поднял голову и стал открыто враждовать с правительством церковным и гражданским. Это-то печальное состояние тогдашней России и вызвало настоятельную необходимость в учреждениях ближайшего пастырского надзора, и в числе этих учреждений заняла видное место новая епархия холмогорская и важеская, с званием архиепископии. Чтобы управлять такою обширною епархиею, требовался деятель энергичный, ревностный и твердый в православии, и искусный борец с расколом. Выбор пал на иеромонаха Афанасия, который 18-го марта 1682 г. был рукоположен в архиепископа холмогорского и важеского. Исполненный ревности к возложенному на него делу, преосвященный и словом и примером начал побуждать свою паству "подвигом добрым подвизаться о Господе", для чего составлял и рассылал по епархии пастырские послания и увещательные грамоты. Помимо забот о нравственном состоянии пасомых, вникая и в хозяйственное распоряжение церквей и церковных имений, он установил новые источники доходов, чрез особо назначенных священников, или, по нынешнему, благочинных, разделив для сего всю епархию на участки, чтобы в то же время зорко следить и за распространителями раскола. Не остались без внимания ревностного архипастыря и храмы Божии. Он устраивал новые, каменные, восстановлял из развалин древние и открывал вновь церковные приходы. Ему же обязаны постройкою Холмогорский преображенский собор и Успенский женский монастырь в том же городе. Современники оставили такую характеристику Афанасия: "Пастырь бе изящный, божественного писания до вольный сказатель, громогласный, речевист по премногу, остро рассудителен, чина церковного опасно хранитель, в вере на расколы разрушитель, трудолюбив, многа здания созда". Как святитель Митрофан воронежский, так и Афанасий холмогорский много содействовали юному царю Петру в делах государственных. постройка Новодвинской крепости, начатая в 1701 году, не обошлась без деятельного участия преосвященного, который, в силу состоявшегося царского указа, повелевавшего архиепископу, совместно с архангельским воеводою, строить крепость на Малой Двинке, немедленно пожертвовал для этого много строительного каменного материала и помогал воеводе, князю Прозоровскому, советами для принятия охранительных мер, чтобы спасти Архангельск от прихода с моря шведов, грозивших разорить его. Успех увенчал дело. Победа была явная. Царь Петр торжествовал, и пожаловал Афанасию победные трофеи: три пушки и шведский флаг, хранящийся доныне в Архангельском кафедральном соборе. Вызванный ложною тревогою касательно намерения шведов придти опять к городу, царь снова в 1702 г. в третий раз посетил Архангельск, и 29-го июня присутствовал при освящении храма в Новодвинской крепости, для которого пожертвовал всю церковную утварь и самые иконы. Афанасий управлял епархией 20½ лет, и по смерти оставил не малую библиотеку своих печатных и рукописных сочинений, из которых известны: разные грамоты, "Шестидневец", толкование на Псалтирь, "Домашний лечебник" и др.
"Арх. Губ. Вед." 1893 г., № 60. "Рук. сборн. Моск. Патр. Библ.", № 55, стр. 120. — "Холмогорско-Арханг. иерархия", в "Христ. Чт.", 1879 г., т. I, стр. 132—134. — Н. Д., "Иерархи всероссийской церкви", Москва, 1898 г., III, стр. 545. В. Зверинский, "Монастыри по штатам", СПб. 1892 г. т. II, № 776.
{Половцов}
Афанасий Любимов
(в миру Алексей Артемьевич, 1641—1702) — первый архиепископ холмогорский. Род. в Сибири; был раскольником, но скоро оставил раскол. Был игуменом тобольского Успенского монастыря. Патриарх Иоаким вызвал его в Москву и поручил ему просмотр и приготовление к печати переводов отеческих писаний с греческого языка на славянский. В 1682 г. А. был хиротонисан в архиепископа холмогорского и важеского. Еще до отъезда из Москвы А. привелось принять участие на соборе иерархов, в прениях с раскольниками; он вызвал такую ярость Никиты Пустосвята, что тот бросился было его бить. После А. осталось несколько рукописных сочинений: "Шестидневец", толкование на псалтирь, домашний лечебник и др.
См. С. Постников, "А., первый архиепископ холмогорский" (СПб., 1866).
{Брокгауз}
Афанасий Любимов
(Алексей Артемьевич) — архиепископ Холмогорский и Важеский.
Родился в 1641 году в сибирской раскольничьей семье, вырос среди старообрядцев и сам в юности был раскольником. Потом оставил заблуждение и в поисках духовного просвещения поступил в Патриаршую школу, находившуюся в Московском Чудовом монастыре.
По пострижении в монашество был рукоположен во иеромонаха.
В 1675 году возведен в сан игумена Успенского Долматовского монастыря Пермской губернии на р. Исети. Игуменство его было кратковременно. Наделенный отличными дарованиями и ученостью, соединенными с добродетельной жизнью, он обратил на себя внимание патриарха Иоакима и был вызван им в Москву в число крестовых иеромонахов при патриаршем доме для приготовления к печати переводов Священого Писания.
В Москве наряду с выполнением послушания, возложенного на него патриархом, Афанасий ревностно боролся с расколом, сильно враждовавшим в то время с церковной и гражданской властью. Как энергичный борец против раскола, Афанасий был призван к епископскому служению.
18 марта 1682 года хиротонисан во епископа Холмогорского и Важеского с возведением в сан архиепископа.
Исполненный ревности к возложенному на него делу, преосвященный Афанасий и словом и примером побуждал свою паству "подвигом добрым подвизаться о Господе".
Помимо забот о нравственном состоянии пасомых он вникал в хозяйственное состояние церквей и церковного имения. Он строил новые каменные храмы, восстанавливал из развалин древние, открывал новые церковные приходы. Им построены Холмогорский Преображенский собор и Успенский женский монастырь.
Преосвященный Афанасий много содействовал юному царю Петру I в его государственных делах. В1701 году он был вызван царским указом на строительство Ново-Двинской крепости.
Советами помогал воеводе князю П. И. Прозоровскому принимать меры к охране Архангельска от нападения шведов, грозивших разорить город. В знак внимания к заслугам архиепископа Афанасия царь Петр пожаловал ему победные трофеи: три пушки и шведский флаг.
Современники так характеризовали преосвященного Афанасия: "Пастырь бе изящный, Божественного Писания довольный сказатель, громогласный, речевист по премногу, остро рассудителен, чина церковного опасно хранитель, в вере на расколы разрушитель, трудолюбив, многа здания созда".
Скончался 6 сентября 1702 года. Погребен 12 ноября в Холмогорском соборе.
По смерти архиепископа Афанасия осталось немало его печатных и рукописных сочинений.
Труды:
Шестоднев.
Описание трех путей из России в Швецию. — [СПб., 1838].
Увет духовный. — М., 1682,1753,1791.
Толкование на Псалтирь.
Домашний лечебник.
Книга о пресуществлении // Сменцовский М.
Церковно-исторические материалы. — СПб., 1899, с. 44—70.
Путь к Стекольне (рукопись).
Щит веры (рукопись).
Окружное послание 1696 г.
Чин освящения и хранения Святых Даров для причащения больных.
Разные грамоты.
Литература: