Большая биографическая энциклопедия - афанасий соколов
Афанасий соколов
(до пострижения Андрей Григорьевич) — архиепископ Казанский, род. около 1802 г. в г. Буе, Костромской губернии, сын дьячка соборной церкви, ум. 1-го января 1868 г. Сперва студент Костромской семинарии. а затем магистр С.-Петербургской духовной академии, где окончил курс в 1825 г., он в августе того же года принял монашество и был оставлен бакалавром, с посвящением 8-го сентября во иеромонаха. 30-го января 1826 г. Афанасий был назначен инспектором Псковской семинарии, 3-го апреля 1827 г. возведен в сан архимандрита Спасомирожского монастыря, 28-го авг. 1828 г. назнач. ректором и профессором Харьковского коллегиума, в апреле 1830 г. — ректором Черниговской семинарии и настоятелем Успенского Елецкого монастыря, 29-го апреля 1832 г. ректором Тверской семинарии и настоятелем Калязина монастыря. 7-го марта 1838 г. — ректором С.-Петербургской семинарии, 5-го августа — членом духовно-цензурного комитета. 14-го июня 1841 г. Афанасий получил кафедру епископа томского, 24-го декабря 1853 г. назначен архиепископом иркутским, а 23-го ноября 1856 г. казанским. 9-го нояб. 1866 г. Афанасий уволен на покой в Кизический Введенский монастырь, где и скончался. Профессор Знаменский в своей "Истории Казанской академии" дает о преосвященном Афанасии такой отзыв: "Он был истинно праведный человек, замечательно начитанный, ученый, но, по своему благочестию, выказывал мало уважения к науке и даже ко многим богословским научным исследованиям, особенно составленным под руководством иностранных ученых. На богословских экзаменах он нередко грубо обрывал студента: "Чего ты там плетешь? Скажи нам, как сказано об этом в священном писании; мы все и поверим тебе". Или: "Что ты привязался к какому-то немцу? И пусть его врет; нам-то что до него за дело? Это все равно, как если бы в Канском уезде медведь явился, а мы бы здесь в Казани колья да рогатины на него похватали".
" Списки архиереев иерархии всероссийской", стр. 35. — "Высокопреосв. Афанасий, архиеп. казан. и свияжеский", Казань, 1888 г. — Полная биография, написанная архимандритом Сергием. "Странник" 1880 г., март ("Случай из жизни высокопр. Афанасия, бывшего еп. томского"). — В "Прав. Соб." 1867 и 1868 г. (Слова и речи при увольнении Афанасия от епархии и погребении. — Рукописные труды Афанасия, главным образом по агиографии, хранятся в библиотеке Казанской духовной семинарии.
{Половцов}
Афанасий Соколов
(Андрей Григорьевич) — архиепископ Казанский и Свияжский.
Родился 27 июня 1801 года в г. Буе Костромской губернии в семье бедного причетника.
Окончил Костромскую духовную семинарию и в июле 1821 года поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.
22 августа 1825 года по окончании курса академии пострижен в монашество; 29 августа назначен бакалавром академии; 8 сентября посвящен во иеромонаха; 17 декабря получил степень кандидата богословия.
30 января 1826 года определен инспектором Псковской духовной семинарии; 23 октября удостоен звания магистра.
3 апреля 1827 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Спасо-Мирожского монастыря.
28 августа 1828 года определен ректором и профессором Харьковского коллегиума.
С апреля 1830 года — ректор Черниговской духовной семинарии; 11 июня того же года назначен настоятелем Елецкого Успенского монастыря.
С 29 апреля 1832 года — ректор Тверской духовной семинарии и настоятель Калязина Троицкого монастыря.
С 7 марта 1838 года — ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии и архимандрит Ярославского Толгского монастыря, а с 5 августа — член духовно-цензурного комитета.
25 июня 1841 года хиротонисан во епископа Томского и Енисейского.
С 24 декабря 1853 года — архиепископ Иркутский.
С 3 ноября 1856 года — архиепископ Казанский.
9 ноября 1866 года уволен на покой в Кизический Введенский монастырь.
Скончался 1 января 1868 года. Погребен под главным алтарем Казанского кафедрального собора.
Преосвященный Афанасий — ревностный и просвещенный архипастырь своего времени. Любовь к науке, жажда знаний были его отличительными чертами с ранней юности и до конца жизни. С особой любовью он занимался изучением и переводом отеческих творений. В его квартире не только на столах, но и на стульях, на окнах, даже на полу — везде лежали книги и журналы. Любовь к научным занятиям он стремился возбудить и в своих учениках. Самых способных и прилежных из воспитанников за хорошие ответы он всегда поощрял, и они, в свою очередь, относились к своему ректору как к доброму и любящему отцу. Возведенный в сан епископа, преосвященный Афанасий явил собою образец доброго пастыря, обладавшего большими дарованиями и редкими душевными качествами. Везде он оставил о себе добрую память. Особенно много потрудился преосвященный Афанасий в Томской и Иркутской епархиях по искоренению раскола и по обращению в Православие коренных жителей Сибирского края. Он был неутомимым проповедником слова Божия. Несмотря ни на какие трудности, преосвященный объезжал огромные пространства Сибири со своей походной церковью, неся свет христианского учения во все самые отдаленные уголки Сибири. Его труды не были тщетны, многих раскольников он обратил в Православие.
Во время управления Томской епархией преосвященный Афанасий принимал участие в крестных ходах, совершавшихся из села Семилужного в Томск. Это расстояние составляло 29 верст. Вспоминая эти события, епископ Никодим говорил: "Удивительная ревность! Еще удивительнее крепость телесная. Он это делал отслуживши литургию в Томске, и прямо из церкви — сюда. Приходили уже в 8 часов вечера".
В Казанской епархии деятельность преосвященного Афанасия была направлена на обращение в Православие татарского населения края. Во весь период архипастырского служения преосвященный Афанасий каждую литургию произносил к пастве слово назидания. Говорил без всяких записей, с чувством душевной теплоты и сердечности, часто со слезами.
Личная жизнь его была истинно иноческая. Роскоши он никакой не допускал. Был самоотверженным бессребреником, забывавшим о себе и о своих потребностях. Все, что получал, преосвященный раздавал то беднякам, обращавшимся к нему за помощью, то бедным семинаристам, оставаясь часто сам без копейки. О нем шла слава как о неутомимо-ревностном, милостивом и прозорливом архипастыре.
До последних дней жизни преосвященный Афанасий не оставлял научных трудов. Он переложил со славянского языка на русский Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского, перевел все сочинения святителей Иринея Лионского и Григория Нисского и принимал участие в составлении критических замечаний на сочинение церковного писателя и переводчика А. С. Стурдзы († 1854), которые хранились в рукописях Санкт-Петербургской духовной академии № А 1/270.
Труды:
Слово в день восшествия на престол Александра I. Рассуждение о вечности мучений в будущей жизни // Некоторые упражнения студентов Санкт-Петербургской духовной академии VI учебного курса. — СПб., 1825, с. 22, 188, 333—354.
Литература:
Ефимов А., священник. Черниговский Елецкий Успенский монастырь. — Чернигов, 1903, с. 138—139.