Большая биографическая энциклопедия - агафангел соловьев
Агафангел соловьев
(до пострижения Алексей Федорович) — архиепископ волынский и житомирский; род. 8 февраля 1812 г., умер 8 марта 1876 г. Сын священника села Ильинского Шуйского уезда, в 1836 г. окончил курс во владимирской семинарии и московской духовной академии, получил степень магистра богословия уже постриженный (23 июня 1835 г.), с 20 июня 1836 г. иеромонах и с 20 августа бакалавр по классу толкования Св. Писания. 8 октября 1838 г. определен библиотекарем и 3 декабря 1839 г. назначен членом конференции академии, а в 1841 г. — соборным иеромонахом лавры. В это время студенты спб. духовной академии получили позволение начальства (1838 г.), для облегчения занятий по классу еврейского языка, отлитографировать классный перевод еврейской Библии, сделанный с филологической целью профессором Павским. В 1839 г. этого перевода выпущено 150 экземпляров. В них заключались: книга Иова, Экклезиаст, Песнь Песней, Притчи Соломоновы, а также большие и малые Пророки. В 1841 г. состоялось 2-е издание этого перевода для подписчиков из студентов, кроме с.-петербургской, еще киевской и московской академий и, когда экземпляры попали в Москву, иеромонах Агафангел сделал донос членам Св. Синода в форме безымянного "письма из Владимира", посланного к трем митрополитам. В письме этом перевод назывался "злоречием древнего змия", вредным для употребления христиан, ради отступлений будто бы от истины, "умолчанием имени Иисуса Христа в пророчествах". Донос Агафангела, с экземпляром литографированного перевода, киевский митрополит Филарет препроводил к обер-прокурору Св. Синода гр. Пратасову, после чего Павский был привлечен к ответу. Дело, однако, кончилось ничем. 28 февраля 1842 года Агафангелу поручено исправлять должность инспектора московской духовной академии. 23-го марта митрополит Филарет утвердил его в этой должности и поручил ему читать нравственное богословие. В сентябре (того же года) назначенный ректором харьковской семинарии, Агафангел 22 октября возведен в сан архимандрита, а затем из Харькова переведен, ректором же, в костромскую семинарию (1845 г.) и 20 января 1854 г. назначен ректором казанской духовной академии. Назначенный епископом ревельским 4 марта 1857 г., Агафангел был рукоположен 31 марта; с 6 февраля 1860 года был вятским епархиальным епископом, а с 17 июля 1866 года — волынским. В 1868 г. пожалован архиепископом и скончался в этом сане в Житомире, заболев еще в 1875 году, когда посетил в последний раз родину, где устраивал церковь и училище. Памятником деятельности преосвященного Агафангела в Вятке было основание училища для девиц духовного звания, на 270 воспитанниц, с содержанием бесплатно 60-ти сирот. Училище это к 1869 году, расходуя до 37000 руб., имело запасного капитала уже 45000 руб., выпустив до 40 девиц с правами домашних учительниц. Кроме того, в Вятке Агафангел устроил епархиальную библиотеку, в которую пожертвовал много книг. В бытность ректором казанской духовной академии Агафангел начал издавать журнал "Православный Собеседник", а в Житомире предпринял издание "Епархиальных ведомостей", устроил при семинарии общежитие и основал училище для девиц духовного звания. На Волыни преосвященный Агафангел проявил и другого рода деятельность, содействуя просветительным целям графини A. Д. Блудовой в пользу православия. В видах содействия этому преосвященным заведено в Почаевской лавре ремесленное училище. Любитель просвещения, Агафангел был большим знатоком древних, особенно еврейского, и новейших языков, любил музыку и естественные науки, оставаясь своеобразным во взгляде на обязанности и права духовных пастырей. Он отстаивал неограниченную власть епископа над подчиненным духовенством и признавал проекты комитета о духовно-судебной реформе антиканоническими. Влияние еврейства он не допускал и всячески ему противодействовал в управляемых им епархиях, особенно на Волыни. Вообще Агафангел проявлял, кроме последнего года жизни — когда жаловался на упадок сил и лечился, — замечательную точность в труде и распределении времени. Кроме лекций, начав службу наставника, Агафангел много писал и делал выписки из всего прочитанного, посвящая постоянно свои досуги чтению, самому разнообразному, интересуясь ходом науки и приобретая книги. Некоторые из сочинений Агафангела напечатаны, но большая часть осталась в рукописях. Напечатаны были: 1) "Перевод с еврейского книги Иова с подстрочными примечаниями", 2) "Перевод с греческого книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова", 3) "Толкование посланий св. Апостола Павла к Галатам", 4) "Объяснение экзегетического характера первых семи глав евангелиста Матфея", напечатанное в "Волынских епархиальных ведомостях", 5) Первоначальный перевод с греческого "Книги правил", 6) "Слова Агафангела, епископа ревельского, викария спб. митрополии", СПб., 1859 г., 8°, 179 стр., и 1860 г., изд. в Вятке, 7) "Слова" Агафангела, епископа вятского и слободского. В проповедях преосвященного виден светлый взгляд на нравственную жизнь христианина. Разбирая внешние проявления христианской жизни — смирение, труд, молчание, — оратор ставит их в связь с внутренним миром. Всякое слово его проникнуто теплотой чувства и выражением сердечного участия к положению подвергавшихся соблазнам. Проповедовал Агафангел до конца жизни, и последнее "Слово" его напечатано в "Волынских Епархиальных Ведомостях" в 1876 г., № 11.
"Волынские Епарх. Ведом.", 1875 г., № 8. "СПб. Епарх. Ведом.", 1876 г., № 77. "Моск. Ведом.", 1870 г., № 49. "Вятск. Епарх. Ведом.", 1869 г., № 20. Ю. Толстой, "Списки архиереев", № 344. "Собр. мнений митр. Филарета", т. III, стр. 62 и 68. Чистович, "Ист. перевода Библии" и Письма Филарета к Антонию. П. Знаменский, "История Казанск. дух. акад." (1842—1870 гг.), Казань, 1891 г., стр. 104—136.
{Половцов}
Агафангел Соловьев
(в миру Алексей Михайлович, 1812—1876) — духовный писатель, магистр Московской духовной академии. Был ректором Казанской духовной академии, епископом ревельским и вятским, архиепископом волынским. В Казани основал журнал "Православный Собеседник". Главные труды А.: перевод с еврейского книги Иова, с подстрочными примечаниями (Вятка, 1861); перевод с греческого книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (СПб., 1860); "Объяснение послания св. апостола Павла к Галатам" (СПб., 1854); "Слова" (изд. 2, СПб., 1859).
См. П. Знаменский, "История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования, 1842—1870 гг." (вып. I и II).
{Брокгауз}
Агафангел Соловьев
(Алексей Федорович) — архиепископ Волынский и Житомирский.
Родился 8 февраля 1812 года в селе Ильинском Шуйского уезда Владимирской губернии в семье священника.
Окончил Владимирскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.
2 июня 1835 года окончил курс Московской духовной академии со степенью магистра богословия и определен бакалавром той же академии на кафедре толкования Священного Писания. Вскоре был назначен библиотекарем академии.
С 10 марта 1842 года — инспектор Московской духовной академии.
21 сентября 1842 года переведен ректором Харьковской духовной семинарии и настоятелем Старо-Харьковского Куряжского монастыря.
22 октября 1842 года возведен в сан архимандрита.
С 21 сентября 1845 года — ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Костромского Богоявленского монастыря.
19 февраля 1849 года в связи с упразднением Богоявленского монастыря переведен настоятелем Игрицкого Богородицкого монастыря.
20 января 1854 года назначен ректором Казанской духовной академии с присвоением ему звания настоятеля первоклассного монастыря. В этот период был председателем учрежденного при Казанской духовной академии редакционного комитета по изданию журнала "Православный собеседник".
31 марта хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии.
С 6 февраля 1860 года — епископ Вятский и Слободской.
С 17 июня 1866 года — епископ Волынский, священноархимандрит Почаевской Успенской лавры.
31 марта 1868 года возведен в сан архиепископа.
Скончался 8 марта 1876 года в г. Житомире.
Личность преосвященного Агафангела и его деятельность характеризуются двумя периодами: преподавательско-административным и архипастырского служения.
В первый период он характеризовался в несколько сатирическом тоне. Знавшие его так о нем говорили: недалекий и односторонний по образованию, он умел подделаться к архиепископу Казанскому Григорию, закупая раскольничьи рукописи и прикидываясь необычайным любителем русских древностей. Желая оправдать недостаток и односторонность своего образования, он постоянно твердил студентам: "Светская наука и литература — это обширная пустота". Эта бессодержательная фраза всегда возбуждала смех между студентами, которые относили ее (фразу) прямо к ректору.
Не имея понятия об истории русского раскола, он читал ее по кратким запискам архиепископа Григория и любил уснащать речь самыми плоскими фразами, вроде следующих: "Диких монголов прогнал кнутом дьявол на русскую землю из глубины Азии... Распространяли раскол на севере все дьячки, а кому не известно, что дьячки — последний народ в мире...". Преосвященный Агафангел любил представлять из себя аристократа и постоянно держал в руках лорнетку. Перед его приходом на лекцию сначала несли часы с репетитором и ставили на кафедру, потом являлись книги и — шел сам он с шиком и великолепием. Когда Агафангел был ректором духовной академии, среди студентов разошлась складная сатирическая картинка с его изображением, под которой была смиренная подпись: "Виждь труд мой и прилежание мое..."
Курьезный был человек этот Агафангел. Как-то зимой он заметил, что студенты мало гуляют после обеда. Он приказал принести эконому в сад лопаты, которые были куплены специально, вышел сам и пригласил студентов делать из снега гору для катанья. Пошла работа, но некоторые стали поджимать ноги от холода под шинель. "Что с вами?" — спрашивает ректор. Разумеется, отвечали, что озябли ноги, потому что носки нитяные. Агафангел велел купить на свои деньги шерстяные чулки для всех студентов и раздать их.
По обычаю, в субботу вечером являлись все старшие студенческих классов. Ректор повел разговор о нуждах студентов и захотел вызвать благодарность за купленные им шерстяные чулки. Он обращается к студенту: "Соколов, что у вас на ногах?" "Сапоги, ваше высокопреподобие", — отвечает тот. "А в сапогах что?" — "Ноги, ваше высокопреподобие". Разумеется, кончилось все общим смехом.
Будучи инспектором Московской духовной академии, Агафангел составил донос на профессора Санкт-Петербургской духовной академии Г. П. Павского, усмотрев в его переводах Библии на русский язык некоторые неправославные мысли. Он написал письма трем митрополитам и отправил их без подписи с Владимирской почты.
Этот поступок Агафангела некоторые рассматривали как зависть к славе Павского и стремление унизить последнего в глазах начальства.