Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - акимова софья владимировна

Акимова софья владимировна

(урожд. Хекимян) [15(27)3. 1887, Тифлис — 16. 1. 1972, Ленинград] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано), камерная певица и педагог. Засл. арт. УзССР (1944). Жена И. Ершова. Род. в семье генерала, в течение 15 лет бывшего директором Тифлис. казенной оперы. В доме бывали певцы Н. Папаян, Е. Терьян-Корганова и др. С детских лет обучалась игре на ф-п., с 1904 — в Тифлис. муз. уч-ще (кл. Матковского), в 1906—09 — в Лейпциг. конс. (кл. ф-п. К. Вендлинга). Выступала в Большом зале Лейпциг. конс. (исп. концерты для ф-п. с орк. Р. Шумана, А. Рубинштейна, С. Рахманинова). В 1909—13 в Петербурге брала уроки пения у М. Славиной. Будучи известной певицей, в нач. 1920-х гг. совершенствовалась в вокальном искусстве под рук. С. Мирович. В 1913 по приглашению дирижера С. Кусевицкого выступила на юбилейном концерте, посвященном 100-летию со дня рождения Р. Вагнера. В том же году дебютировала в партии Зиглинды на сцене петерб. Мариинского т-ра (ныне Ленингр. т-р оперы и балета им. С. М. Кирова), где пела до 1929, кроме 1915—18, когда выступала только в концертах. Летом 1914 в Германии под рук. К. Шайдемантля подготовила партии Елизаветы ("Тангейзер"), Эльзы ("Лоэнгрин"). Обладала красивым голосом, по свидетельству современников, "редкой силы и блеска", исключительной музыкальностью, заразительным темпераментом и выдающимся драм. талантом. В репертуаре А. было ок. 20 партий.

1-я исп. партии Ирены ("Победа"). Лучшие партии: Феврония; Брунгильда ("Гибель богов"), Елизавета ("Тангейзер"), Эльза ("Лоэнгрин"), Зиглинда (наряду с А. Вольской считалась одной из лучших исп. этой партии на сцене Мариинского т-ра). "Превосходен Ершов — Зигмунд и еще интереснее Акимова — Зиглинда. Владея богатым голосом, искусно распоряжаясь разнообразными оттенками тембра, экспрессии, сочетая обдуманное и прочувствованное пение с отлично разработанной сценической игрой, горячей, жизненной, нервной, Акимова создает музыкально-драматический тип чрезвычайно цельный и рельефный... " (В. Каратыгин)*.

Др. партии: Донна Анна ("Каменный гость"), Марина Мнишек, Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Татьяна, Зейнаб, Грета, Фата Моргана; Маргарита ("Мефистофель"), Шарлотта ("Вертер"), Ирена ("Риенци"), Гутруна ("Гибель богов"), Зиглинда ("Валькирия"), Брунгильда ("Зигфрид"). Партнеры: П. Андреев, Г. Боссе, Н. Куклин, К. Петраускас, Л. Собинов, Ф. Шаляпин. Пела п/у А. Коутса, Э. Купера, П. Шенка.

А. — также известная камерная певица, в репертуаре к-рой было ок. 600 произв. В камерном творчестве тяготела к крупной форме, философским темам (вокальные циклы "Без солнца" М. Мусоргского, "Любовь и жизнь женщины" Р. Шумана). Принимала участие в конц. исп. опер "Тристан и Изольда", "Гибель Фауста" (1916), ораторий и кантат ("Страсти по Матфею" И. С. Баха, "Самсон и Далила" Г. Ф. Генделя, "Торжественная месса" Л. Бетховена, Реквием В. А. Моцарта. "Рай и Пери" Р. Шумана). Пела п/у В. Дранишникова, М. Климова, А. Коутса, Э. Купера, С. Кусевицкого, Э. Направника, Г. Фительберга, Ф. Штидри. В концертах выступала в ансамбле с пианистами М. Бихтером и И. Миклашевской (с 1918). Камерный репертуар А. включал произв. М. Глинки, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, М. Мусоргского. Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Танеева, И. Стравинского, Н. Метнера, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Листа, Р. Шумана, Ф. Шуберта, И. Брамса, X. Вольфа, Р. Вагнера, Р. Штрауса, Г. Малера, М. Равеля, К. Дебюсси, Э. Грига, Ж. Орика, Э. Шоссона, Ю. Шапорина, М. Гнесина, А. Спендиарова, З. Палиашвили, Г. Свиридова, Т. Хренникова. 1-я исп. ряда романсов М. Гнесина, А. Животова, А. Житомирского, М. Коваля, Ю. Шапорина. После 1917 часто пела в военных госпиталях, выезжала в Кронштадт и Шлиссельбург, выступала с концертами в Большом и Малом залах Ленингр. конс. В 1935 получила премию на конкурсе исполнителей сов. песни.

В 1919 была приглашена преподавать в Петрогр. конс. (наряду с М. Фигнер и М. Славиной), где работала до 1925 ив 1929—52 (с 1934 проф., нек-рое время декан и зав. вокальной кафедрой). В 1953 вела кл. пения в Муз. уч-ще при Ленингр. конс. Ученики: С. Альбирт, Е. Андреева, И. Бугаев, А. Ганорская, М. Довенман, В. Кильчевский, М. Коган-Сердечкова, В. Кудрявцева, Т. Лаврова, М. Лейбович, Л. Неверов.

Соч.: Певческое дыхание // Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию, 1940. — М., 1941. С. 42—49; На концертах Ефрема Флакса // Ленингр. правда. 1945. 21 марта; Педагогические заветы М. И. Глинки // Муз. кадры (Л.). 1954. № 10. С. 4; Воспоминания. — Л., 1978.

Лит.: Гнесин М. Вечер песни С. В. Акимовой // Вечерние огни (Пг.). 1918. 11 апр.: Каратыгин В*. Конкурс С. В. Акимовой // Наш век (Речь). Пг., 1918. 2 февр.; Ленинградская консерватория в воспоминаниях. 1862—1962. — Л., 1962. С. 352, 353; Юбилей С. В. Акимовой // Театр. Ленинград. 1967. № 15. С. 10; Pаабен Л. Камерные концерты // Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет. — Л., 1967. С. 368—369; Коломийцев В. Статьи и письма. — Л., 1971. С. 126, 140—141; Некролог памяти С. В. Акимовой // Муз. кадры (Л.). 1972. 14 февр.; Тигранов Г. Жизнь, отданная искусству: Очерк жизни и творчества С. В. Акимовой (1887—1972). — Ереван, 1978; Арзуманян А. Арагац: Очерки и рассказы. — М., 1979. С. 232—236; Бpутян Л. Радость творчества. — Ереван, 1979. С. 188—190; Шабалина И. Замечательный вечер // Сов. музыкант. 1981. № 8. С. 4; Бpонфин Е. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия: Исследование. 1917— 1922. — Л., 1984. С. 200; Григорьева А. А. В. Акимова // Ежегодник памятных музыкальных дат. — М., 1987. С. 38—39; Павловская-Боpовик В. С. В. Акимова-Ершова (рук). — в НИО ЛГИТМиК, ф. 80, ед. хр. 42.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое акимова софья владимировна
Значение слова акимова софья владимировна
Что означает акимова софья владимировна
Толкование слова акимова софья владимировна
Определение термина акимова софья владимировна
akimova sofya vladimirovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):