Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - алчевский иван алексеевич

Алчевский иван алексеевич

[15(27).12. 1876, Харьков — 26.4(9.5). 1917, Баку, похоронен в Харькове] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), камерный певец. Род. в семье горнозаводчика А. К. Алчевского. Его мать X. Журавлева-Алчевская была видной деятельницей нар. просвещения (в 1862 организовала первую на Украине бесплатную женскую школу). Пению обучался под рук. старшего брата Г. Алчевского. В гимназические годы принимал активное участие в концертах и муз.-драм. вечерах. В 1896—1901 учился на естественном ф-те Харьков, ун-та. В 1901 при содействии Ю. Абазы дебютировал в партии Индийского гостя на сцене петерб. Мариинского т-ра, затем с большим успехом выступил в партии Фауста ("Фауст"). "Это была победа материала, победа голоса, даже отнюдь не вооруженного искусством, ибо школы в ту пору Алчевский не имел никакой..." (Э. Старк)*. За 4 года (1901—05) создал на сцене Мариинского т-ра св. 20 образов. Будучи солистом т-ра, певец совершенствовал свое вокальное и сцен. мастерство под рук. О. Палечека (к-рый назвал его "Рубинштейном в пении") и А. Панаевой-Карцовой. В летнее время 1902—04 совершенствовался в вокальном искусстве в Париже у Ж. Решке. С 1904 брал уроки пения в Париже у Ф. Литвин, вместе с к-рой в сезоне 1905/06 выступал на сцене Брюссельского оперного т-ра "Ла Монне" в "Ромео и Джульетте", "Фаусте", "Гугенотах", "Лоэнгрине", "Армиде", "Альцесте". Летом 1906 пел в Лондон, т-ре "Ковент-Гарден" в тех же операх, а также в "Евгении Онегине" вместе с М. Баттистини. Затем был приглашен в Нью-Йорк. "Манхэттен-опера", где выступал в "Фаусте", "Диноре" Дж. Мейербера и "Наваррянке" Ж. Массне. В Нью-Йорке пел также в концертах п/у В. Сафонова (исп. произв. рус. композиторов). В 1907—08 солист моск. Оперы С. Зимина. В марте — апр. 1908 выступал в Большом т-ре и частных антрепризах. В мае того же года по приглашению С. Дягилева исп. партию Шуйского в "Борисе Годунове" в париж. "Гранд-Опера" (был партнером Ф. Шаляпина). В 1908—10 и 1912—14 солист этого т-ра (здесь выступал в 1910 в "Самсоне и Далиле" в присутствии К. Сен-Санса, поразив композитора своей интерпретацией образа Самсона).

Гастролировал в Монте-Карло (1909), Алжире (конец 1912), Марселе (1914). В 1914 принимал участие в "Рус. сезонах" С. Дягилева в Лондоне, где выступал в "Псковитянке" и "Золотом петушке" (с В. Петровым и Ф. Шаляпиным). В 1910—12 и 1915—17 солист моск. Большого и петрогр. Мариинского т-ров. Осенью 1914 с триумфом выступил в Одессе и Харькове, где исп., в частности, баритоновую партию Демона. В сезоне 1914/15 пел на сцене петерб. Нар. дома. Здесь исп. партию Германа, создав образ необычайной психологической глубины и силы (до А. в этой роли выступали Н. Фигнер, М. Михайлов, А. М. Давыдов, А. Бона-чич). "Для эпохи конца XIX века и начала XX века Алчевский был последним Германом в смысле полноты раскрытия образа" (Э. Старк)*. В нач. 1917 выступал в Харькове, затем в Тифлисе и Баку, где и закончил свой творческий и жизненный путь.

Обладал абсолютным слухом, замечательной муз. памятью, голосом мягкого тембра и обширного диапазона (свободно брал ремибемоль). Нижний регистр был близок к баритоновому звучанию, верхний отличался гибкостью, выносливостью и свободой. Преодолевал тесситурные трудности и с легкостью колор. сопрано исп. сложные пассажи. Исп. отличалось богатством тембровых красок, обаянием и тонким ощущением муз. фразы. На оперной сцене создал 55 образов (из них 19 — в операх рус. композиторов), среди к-рых были героич., драм., лирич. и характерные.

1-й исп. партий: Жана-Мари ("Последнее свидание"); в Мариинском т-ре — Джеральда ("Лакме"), Дон Жуана ("Каменный гость", ред. Н. Римского-Корсакова); в Большом т-ре — Зигфрида ("Гибель богов"). Лучшие партии: Хозе ("Кармен"), Рауль, Иоанн Лейденский, Радамес, Самсон, Тангейзер, Лоэнгрин, Зигфрид ("Гибель богов"), Дон Жуан ("Каменный гость"; эту партию подготовил под рук. В. Мейерхольда). "Дон Жуан Даргомыжского был у Алчевского исключительным художественным созданием... Темперамент артиста делал все исполнение весьма красочным и увлекательным... В Дон Жуане Алчевский показывал с самой лучшей стороны свой талант музыкального декламатора, свою способность глубоко вникать в стиль исполняемого" (Э. Старк)*.

Др. партии: Собинин, Баян, Синодал, Садко, Звездочет, Тразея Пет, Михайло Туча, Карл VII ("Сарацин"), Фераморс, Руальд, Петро, Андрей ("Запорожец за Дунаем"); Адмет, Ринальдо, Фауст ("Мефистофель"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Макс ("Вольный стрелок"), Герцог ("Риголетто"), Альфред ("Травиата"), Канио, Элеазар, Корентин, Рамон. Партнеры: А. Больска, М. Долина, В. Касторский, В. Куза, М. Михайлова, B. Петров, К. Серебряков, Н. Фриде, Ф. Шаляпин. Пел п/у Ф. Блуменфельда, Э. Купера, Н. Малько, Э. Направника, А. Никиша, Н. Федорова.

А. был выдающимся камерным певцом. С конц. эстрады прежде всего пропагандировал произв. молодых авторов: С. Прокофьева (романсы "В моем саду", "Кудесник", "Гадкий утенок"), М. Гне-сина (в т. ч. посвященные певцу романсы "В последний час", "Когда огонь любви", 1917), Дж, Энеску (цикл из 7 песен, одна из к-рых посвящена певцу). Репертуар А. включал также романсы М. Глинки, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, C. Рахманинова, Н. Лысенко, Я. Степового, Г. Алчевского, А. Гольденвейзера, К. Дебюсси, М. Равеля, рус. и укр. нар. песни. Выступал в симф. концертах А. Зилоти и С. Кусевицкого (сольные партии в "Колоколах" Рахманинова и "Осуждении Фауста" Берлиоза). Выступал также с вокальным квартетом под упр. М. Чупрынникова. С 1916 готовил камерные программы с М. Бихтером.

В 1909 организовал в Москве кружок "Кобзарь", в к-ром исполнялись произв. укр. композиторов; выступал здесь с докладом о современной укр. музыке.

А. был разносторонне одаренной личностью: поставил "Пиковую даму" (1916, Одесса), выступал в качестве симф. дирижера, пробовал свои силы как драм. актер, пианист. (Был страстным почитателем творчества А. Скрябина.)

Записал 8 арий на грампластинки в Петербурге ("Граммофон", 1903).

Лит.: Бpаудо Е. Памяти И. А. Алчевского // Аполлон. 1917. № 4—5; Королевич B. Иван Алчевский // Рампа и жизнь. 1917. № 20. C. 10; Глебов Игорь. Мысли и впечатления // Мелос: Книги о музыке. Кн. 1. — СПб., 1917. С. 79—84; Яголим Б. Вдохновенный мастер. (Жизнь и творчество И. А. Алчевского) // Сов. музыка. 1949. № 10; Старк Э.* (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — М.; Л., 1940. С 88—98; Боголюбов H. H. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 210—211; Xессин А. Б. Из моих воспоминаний. — М., 1959. С. 235—236; Головин А. Я. Встречи и впечатления: Письма. Воспоминания о Головине. — Л.; М., 1960. С. 131; Бронштейн С. Герои одного мгновения: Воспоминания зрителя. — М., 1964. С. 32; Ивановский П. И. А. Алчевский, его жизнь и исполнительская деятельность // Вопросы искусствознания. Вып. 1. — Харьков, 1969; Ивановский П., Милославский К. Иван Алчевский. — М., 1972; Королев С. Об исполнительских принципах И. А. Алчевского // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 12. — Л., 1973; Его же. Исполнительское искусство И. А. Алчевского. (Диссертация, машинопись, 1978) — в ГБЛ; Лисенко І. Дивовижний голос // Вітчизна (Київ). 1977. № 1; Его же. Поэт пісні // Культура і життя (Київ). 1976. 26 грудня; Чишко О. Феноменальний співак // Там же; Іван Алчевський: Спогади. Матеріали. Листування. — Київ, 1980; Донцов В. Феноменальный тенор // Культура і життя (Київ). 1981. 9 квітня.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое алчевский иван алексеевич
Значение слова алчевский иван алексеевич
Что означает алчевский иван алексеевич
Толкование слова алчевский иван алексеевич
Определение термина алчевский иван алексеевич
alchevskiy ivan alekseevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):