Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - александрович александр дормидонтович

Александрович александр дормидонтович

(Александрович — сцен. псевд.; наст. фам. Покровский) (1881, Н. Новгород — после 1955, США) — арт. оперы (лирич. тенор), драмы и камерный певец. Род. в семье протоиерея. Окончил физико-математич. ф-т Петерб. ун-та (здесь же пел в студенческих хорах). Пению обучался у И. Томарса, под рук. к-рого подготовил партии Фауста ("Фауст"), Ленского, Князя ("Русалка" А. Даргомыжского). Сцен. искусству обучался под рук. драм. актера А. Петровского. В 1909 дебютировал в партии Синодала на сцене петерб. Мариинского т-ра, где в качестве солиста выступал десять лет. Будучи солистом т-ра, продолжал занятия с А. Петровским и одновременно брал уроки пластики у балерины О. Преображенской. В 1910-х гг. занимался на курсах в ин-те Жак-Далькроза (под Дрезденом). В 1913 по приглашению С. Дягилева выступил в партии Юродивого (в ансамбле с Ф. Шаляпиным) в "Рус. сезонах" в Париже и Лондоне. Позднее гастролировал по Южн. Америке. В 1916 выступил в партиях Ленского и Берендея на сцене моск. Большого т-ра. В 1930-х пел в париж. Рус. опере (антр. А. Церетели). В 1912—13 принимал участие в драм. спектаклях "Нашего театра" под рук. И. Питоева.

1-й исп. партий: в Мариинском т-ре — Гондольера ("Анджело", 2-я ред.). Рулевого ("Летучий голландец"), Фогельзанга ("Нюрнбергские мейстерзингеры"); в Лондоне — Юродивого ("Борис Годунов"; ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова, 11 (24) июня 1913, т-р "Друри-Лейн"). Др. партии: Матвей ("Иван Сусанин" К. Кавоса), Баян, Владимир Игоревич, Ахиор, Вагоа, Фра Паоло, Гондольер, Левко ("Майская ночь"); "Джеральд, Хаджи, Тибальд, Вальтер ("Тангейзер"), Фро. Партнеры: Н. В. Андреев, Н. Большаков, А. Больска, Г. Боссе, Е. Збруева, М. Каракаш, Е. Катульская, Е. Петренко, Л. Сибиряков, М. Славина, Д. Смирнов. Пел п/у А. Бернарди, А. Коутса, Э. Купера, Н. Малько, Д. Похитонова, М. Штеймана.

А. был известным камерным певцом. С 1910 часто выступал в концертах п/у Э. Направника, А. Зилоти, А. Коутса, С. Кусевицкого. Репертуар составляли сольные партии в "Траурной оде", "Магнификате" и нек-рых кантатах И. С. Баха, Реквиеме В. А. Моцарта, симфонии "Фауст", Мессе и 82-м псалме Ф. Листа, в "Колоколах" С. Рахманинова (1-й исп., 1913, п/у автора), в кантате № 60 и Мессе h-moll (1914, на Баховских торжествах в Петербурге и Москве, п/у Г. Рюделя). В концертах выступал в ансамбле с А. Добровольской, Л. Кобеляцкой, Г. Боссе, Н. Сперанским. С 1915 давал сольные концерты в ансамбле с А. Зилоти. Камерный репертуар включал также произв. М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, М. Балакирева, С. Танеева, А. Гречанинова (1-й исп. его духовных произв., 4 апр. 1913), Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Листа, К. Дебюсси, М. Равеля и рус. нар. песни. Устраивал камерные концерты, посвященные рус. песне и старинному романсу (доглинковского периода). В 1909—14 пел в петерб. вокальном квартете (Е. Збруева, М. Коваленко, И. Филиппов, позднее Г. Боссе). В 1914 квартет выступал в лазаретах для раненых солдат. Принимал участие в серии концертов, организованных для учащихся средних учебных заведений (совместно с П. Курз-нером исп. дуэты А. Алябьева, А. Варламова, М. Глинки, А. Даргомыжского и др. рус. композиторов). Вместе с З. Лодий, З. Артемьевой-Леонтьевской, О. Бутомо-Названовой вошел в состав Первого петерб. камерного кружка (рук. В. Каратыгин), в концертах к-рого пел в дуэтах, трио и квартетах для детей в Павловском вокзале. Концертировал в Пскове, Нарве, Н. Новгороде, Витебске, Ревеле, Вильно, по городам Сибири, на Украине и в Крыму (здесь выступал совместно с М. Михайловой).

В 1919 эмигрировал за границу. Выступал с концертами в городах Германии, в Париже (здесь с 1922 проводил циклы концертов по истории рус. музыки), в Барселоне (пел п/у С. Кусевицкого).

Записывался на грампластинки (св. 30 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1912, 1913) и Париже ("His master's voice", 1927); нек-рые архив. записи — в ЦГАЗ СССР, ГЦMMК, ГЦТМ.

Автор книги по зоологии.

Муз. соч.: Жизнь-отрада ("Жизнь для нас... "). Шансонетка. Слова и музыка А. Александровича. — СПб., [б. г.]; Мне шестнадцать лет ("Что ж такого... "). Шансонетка. — СПб., [б. г.]; Моя жизнь ("Шансонеткой называясь"). — СПб., [б. г.]; Chants de Russie, choisis et revus par A. Alexandrovitch... Pour 1 ou 2 voix d'enfants (choeur ad libitum) avec accompagnement de piano. — Paris, 1930. Лит. соч.: Записки певца. — Нью-Йорк: изд-во им. А. Чехова, 1955.

Лит.: Коломийцев В. Статьи и письма. — Л., 1971. С. 136; Волков-Ланнит Л. Ф. Искусство запечатленного звука. Очерки по истории граммофона. — М., 1964; Бронфин Е. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия: Исследование. — 1917—1922. — Л., 1984. С. 200.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое александрович александр дормидонтович
Значение слова александрович александр дормидонтович
Что означает александрович александр дормидонтович
Толкование слова александрович александр дормидонтович
Определение термина александрович александр дормидонтович
aleksandrovich aleksandr dormidontovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):