Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - алексеев федор яковлевич

Алексеев федор яковлевич

знаменитый перспективный живописец и декоратор, род. в 1753 г., ум. 11-го ноября 1824 г., в С.-Петербурге. Сын отставного солдата, сторожа при Академии Наук, Алексеев обучался сперва в гарнизонной школе, а в 1764 г., поступил в закрытое училище при Академии Художеств, и в течение курса, продолжавшегося тогда 9 лет, выказал особенную наклонность к перспективной живописи, так что его посылали брать уроки декоративного искусства у специалиста, вне Академии. Замечена была в Алексееве и наклонность к живописи цветов. В 1773 г. Алексеев, получив за пейзажную живопись 2-ю золотую медаль, был послан, для усовершенствования, на три года за границу, в Венецию, славившуюся в ту пору своими перспективными мастерами. В Венеции, по рекомендации русского агента, Алексеев поступил к мастеру Моретти, ученику Каналетти, изучив в совершенстве все технические приемы этих художников. Но ни Моретти, ни Каналетти не знали основательно линейной перспективы и этот пробел впоследствии в трудах Алексеева был очень заметен. Пробыв в Венеция три года, Алексеев просил в 1776 г. о дозволении остаться ему еще на год, что было исполнено, вероятно, под влиянием отзыва об Алексееве архитектора Тишбейна, строителя в Петербурге Большого театра, — отзыва, сообщенного Академии Рейфенштейном, ее римским корреспондентом. Тишбейн говорил, что Алексееву нужно пройти основательно курс теории перспективы и что Моретти руководить его в этом не может. Действительно, Алексеев успел начать курс теории перспективы Поцци, под руководством театрального декоратора Гаспари. В августе 1777 г. Алексеев был вызван в Петербург и, как искусный декоратор, приглашен на службу в Императорские театры. При дирекции театров Алексеев служил до 1785 г., а затем, вновь отправился путешествовать за границею, на свои средства, при пособии от Великого Князя Павла Петровича. Время возвращения из этого второго путешествия Алексеева совпадает с признанием его академиком (1794 г.). После этого Алексеев отправился, по Высочайшему повелению, в Крым, для снятия видов местностей, посещенных Императрицей в 1787 г. По этюдам Алексеев написал несколько картин; некоторые из них находятся в академическом собрании, — а именно, виды городов: Николаева, Херсона и Бахчисарая. Судя по имеющимся на лицо экземплярам, эти работы должны быть отнесены к лучшей поре расцвета таланта художника. В них много прозрачности воздуха и колоритности, без усиления синевато-черных теней, что замечается в работах Алексеева позднейшего времени. Фигуры для оживления архитектурных пейзажей в сценах "Путешествия Екатерины II-й в Тавриду" картинны и смелы. За два эскиза, с разных пунктов, Михайловского замка и за вид спб. литейного двора Алексеев получил от Императора Павла денежные награды и чин 8-го класса. Талантливому перспективисту Государем были заказаны 4 картины для Михайловского дворца, по исполнении которых, кроме условленного вознаграждения, ему пожалован перстень. Вместе с тем, Алексеев от Павла І получил поручение, выполнить которое, однако, не удалось. Это было отправление художника во главе экспедиции, членами которой были археологи, этнографы, рисовальщики и ученики Алексеева, — в средние губернии Европейской России, с целью снять с натуры и передать в картинах и рисунках все местности, замечательные в отношениях историческом и археологическом, равно как и вообще живописные. Центром, откуда должны были отправляться участники экспедиции, для выполнения возложенных поручений, избрана была Москва, где Алексееву удалось сделать немало эскизов и написать две картины — Красная площадь с церковью Василия Блаженного и фасад нового военного госпиталя — поднесенные в 1801 г. Александру 1-му. Возвратившись в Петербург, Алексеев получил в Академии Художеств место профессора перспективного пейзажного класса (в марте 1803 г.). Этим классом управлял профессор батальной и пейзажной живописи M. M. Иванов; Алексеев же с учениками своими, Мошковым и Кунавиным, все светлое в году время проводили в писании видов по сделанным в Москве эскизам, получая академическое содержание с квартирой и 1200 руб. из кабинета Его Величества, производившихся ему с 1800 г., кроме платы за те картины, которые угодно было Государю оставлять для себя. Произведения Алексеева охотно раскупались. Это обстоятельство, выгодное для художника, может быть, заставляло его не особенно заботиться о законченности исполнения, довольствуясь только эффектом издали, без соглашения красок, при недостатке полутонов и силы оттенения. Присутствуя (с 22-го мая 1803 г.) в совете Академии, Алексеев получил заказ написать 13 видов: 1) Московского Кремля, с каменным мостом; 2) С.-Петербургской биржи (за эти две картины, поднесенные Государю, художник был награжден перстнем); 3) Московского воспитательного дома, из-за Москвы-реки, с видом Кремля вдали; 4) входа в храм Спаса за золотой решеткой; 5) Китая-города от Николаевских ворот; 6) вида от Троицких ворот, из Кремля; 7) Воскресенских ворот, от Тверской, с Иверскою часовнею; 8) Ивана Великого и Успенского собора; 9) вида на Николаевские ворота, из Китая-города; 10) Спасской площади с воротами и Василием Блаженным; 11) Спасских ворот, из Кремля; 12) другого вида на каменный мост, из-за Москвы-реки, и 13) внутренней части Кремля с Грановитою палатою и соборами Успенским и Архангельским. Когда возникли толки о памятнике в Полтаве, Алексеев послан был туда и, попутно, снял много видов в средней России, выполнив два вида в Полтаве, где бы мог быть поставлен памятник. Кроме вознаграждения за труд и расходов на поездку, художник получил из Кабинета перстень. До 1812 г. Алексеев продолжал совершать летние экскурсии внутрь России, заезжая и в Москву, где число покупателей его картин было довольно значительно среди любителей живописи, собиравших коллекции; поэтому, зная быстроту работы Алексеева и его постоянное трудолюбие, трудно определить количество им написанного. Алексеев повторял по несколько раз свои удачные по эффекту произведения, кое в чем варьируя детали. Картины по Высочайшим заказам, как предполагалось вначале, должны были гравироваться в академическом пейзажном гравировальном классе и составить такую же коллекцию, только несравненно более обширную, чем виды Императорских подстоличных резиденций с картин С. Ф. Щедрина, но эта мысль осталась неисполнению. Любителей произведений Алексеева при Александре І-м можно насчитать довольно много. В нескольких экземплярах произведения кисти Алексеева были: у гр. Орлова-Чесменского и брата его гр. Владимира, гр. А. С. Строганова, гр. Зубова, гр. Безбородко, кн. И. И. Барятинской, А. С. Кожухова, П. П. Свиньина и др. Академией Художеств тоже приобретались картины Алексеева, по разным случаям, напр., при посещении прусским королем Академии (1809 г.). Покупались картины Алексеева также в Англию и в Северную Америку.

Дела арх. Имп. Акад. Худож. и Кабин. Е. И. В. — "Энциклоп. лекс." Плюшара. — "Энциклоп. слов.", т. III, 214—15. — "Сборник матер. для ист. Имп. Акад. Художеств", т. I—II. — "Отеч. Зап." 1824 г., ч. 20, стр. 52 (некролог Алексеева). — Н. П. Собко, "Словарь русских художников", т. I, в. 1, стр. 112—119.

П. П—в.

{Половцов}



Алексеев, Федор Яковлевич

(1753—1824) — русский живописец; сын сторожа при Академии наук. А. принадлежит к школе перспективистов. Его блестящие пейзажи, вроде "Вид дворцовой набережной" (1790, Третьяков, гал.), "Вид Биржи и Адмиралтейства" (1810, Третьяков, гал.), "Вид Московского Кремля" (1810) — заслужили ему почетное прозвание "русского Каналетто".

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое алексеев федор яковлевич
Значение слова алексеев федор яковлевич
Что означает алексеев федор яковлевич
Толкование слова алексеев федор яковлевич
Определение термина алексеев федор яковлевич
alekseev fedor yakovlevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):