Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - алексеев петр алексеевич

Алексеев петр алексеевич

— протоиерей Архангельского собора в Москве, законоучитель Московского университета и ученый, род. в 1727 году, в Москве, ум. там же, 22-го июля 1801 г. Отец его был причетником при церкви Николая чудотворца, что Кузнецкой. В 1738 г. Алексеев поступил в славяно-греко-латинскую академию и при окончании курса в ней, в 1752 г., получил место диакона в Архангельский собор с обязательством жениться на дочери своего предместника, со держать всю его осиротевшую семью и докончить курс в академии.

В 1757 г., 9-го сентября, московская синодальная контора уведомила тамошнюю консисторию, что диакон Архангельского собора П. Алексеев "в рассуждении его немалолетних школьных и при разобрании и описи синодальной библиотеки (патриаршей ризницы) немалых трудов, по указу Св. Синода произведен на место престарелого и болезненного того же собора священника Стефанова во священника, но с тем, чтобы больной священник своею поделью (т.

е. принадлежащими на его часть крестьянами и доходами) владел до своей смерти, а он, Алексеев, до того времени оставался бы на своей диаконской подели". В июле 1759 г. священник Алексеев "усмотрен Московским университетом быть способным к истолкованию катехизиса обучающимся в университете ученикам", вследствие чего Св. Синодом утвержден в должности катехизатора с сохранением доходов по собору и с освобождением от очередной проповеди и требоисправлении.

В 1764 г., вследствие сокращения доходов в Архангельском соборе, по причине отобрания крестьян, Алексеев перешел на службу ключарем в Успенский собор "ввиду лучшего там содержания", а в 1771 г. был назначен протоиереем в Архангельский собор и присутствующим в консистории. В 1775 г. в ведомости о соборянах Архангельского собора он показан: "от роду 55 л.

, ходил до богословия, вдов", а против этого рукою митрополита Платона написано: "За протопопом есть дела". С этого же времени он перестает быть присутствующим в консистории и возникают его несогласия сперва с прот. Успенского собора А. Левшиным, братом митрополита Платона, а чрез это вскоре и с этим последним. Благодаря тому, что Алексеев был духовником кн.

Потемкина и вообще пользовался известностью и уважением за свои ученые труды в светском обществе, он находил себе сильную поддержку со стороны светских влиятельных лиц в этой неравной для него борьбе. Дело доходило даже до Государыни, которая в 1778 г. так писала московскому главнокомандующему кн. Волхонскому: "доходят ко мне сведения о неблагопристойных поступках успенского протоиерея А.

Левшина во многих случаях противу духовенства и других оказанных, а особливо, что он в крестных ходах делает сам собою учреждения мимо первенствующего там архиерея; а 23-го июня, при таковом ходе, архангельского протоиерея П. Алексеева обругал, сторожам приказывал вытолкать, грозил ему не только словами, но и палкою. Да и когда упомянутый прот.

Алексеев приносил жалобу пр. архиерею Ростовскому (первоприсутствующему в московской синодальной конторе), то он и по его увещанию не укротился". В 1787 г. Государыня пожаловала прот. Алексееву золотой крест на черной ленте, а в 1797 г. Император Павел I-й, во время коронации, по личному усмотрению, наградил его орденом св. Анны 2-й ст. П. А. Алексеев был одним из первых и деятельных членов вольного российского собрания, учрежденного Мелиссино в 1771 г. при Московском университете. После него остались многочисленные труды. Так, ему принадлежат: "Чин поставления на царство Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича" ("Опыт труд.

вольн. российского собрания", ч. 1—11, 1774—75 гг.), "Церковный словарь", 3 части, 1773—76 гг., "Рассмотрение славянской старопечатной книги "Апостол". Кроме того, он издал "Православное исповедание Петра Могилы" в 1769 г., "Описание Архангельского собора"; трудился над составлением исторического словаря всех еретиков и раскольников, составил "Начертание греко-российской церкви" в 5 ч.

и два рассказа о патр. Никоне, приписанные Алексеевым Петру I-му, написал проповеди: "Надгробное слово над С. П. Муравьевой", СПб., 1768 г., "Благодарственное слово Императрице Екатерине", М., 1772 г., "Речь о достоинстве и пользе катехизиса", M., 1759 г. Не изданы следующие работы Алексеева: "Способ преподавать катехизис" и "Для чего в канонах не полагается второй песни".

Переведены Алексеевым с иностранного и изданы сочинения: Гуго Гроция — "Христианское благочестие", Корнелия Агриппы — "О превосходстве женского пола" и Варнавы Бриссония — "О персидском царстве", в 3-х ч., М., 1781 г. После смерти Алексеева появились: "Описание происшествий во время народного мятежа в Москве в 1771 г." ("Рус. Арх." 1863 г.) и "Рассуждение о возможности произведения священника во епископа без принятия монашества" ("Чт.

в общ. ист. и др.", 1867 г., кн. 3). За последние десятилетия помещено в "Рус. Арх." много писем Алексеева к разным лицам. Алексеев владел большим собранием рукописей, что видно из одного письма его к гр. Мусину-Пушкину: "Моих же рукописей количество, чрез 40 лет собираемых, накопилося до многочисленности".

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое алексеев петр алексеевич
Значение слова алексеев петр алексеевич
Что означает алексеев петр алексеевич
Толкование слова алексеев петр алексеевич
Определение термина алексеев петр алексеевич
alekseev petr alekseevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):