Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - алексей митрополит всероссийский

Алексей митрополит всероссийский

— святой, митрополит всероссийский и чудотворец, род. в 1292 или в 1300 г., преставился 12-го февраля 1378 г. Во времена князя Даниила Александровича из разоренного Черниговского княжества переселился в Москву боярин Феодор Бяконт, которого в Москве, как и других выходцев, приняли ласково. Род этого боярина разросся и от него пошли ветви — Плещеевых, Игнатьевых и Жеребцовых. Старший сын боярина Феодора, назывался Елевферий и воспринят был от купели сыном князя Даниила, Иоанном. В свое время мальчик отдан был учиться грамоте и при заметных успехах в учении начал обнаруживать склонность к уединенно-сосредоточенной жизни. На 20 году жизни Елевферий поступил в московский Богоявленский монастырь и принял иночество с именем Алексея, которое, будто бы, было ему предсказано еще в детстве. Поступив здесь под руководство опытного в духовной жизни старца Геронтия, молодой инок Алексей проводил все свое время, кроме молитв общественных и келейных, в чтении и изучении священного писания и святоотеческих творений. Чрез двадцать лет монастырского искуса и книжной подготовки, инок Алексей выступил на общественное поприще. Тогдашний митрополит Феогност взял Алексея, вероятно, по указанию друга его Стефана, брата преп. Сергия и духовника князя, к себе на святительский двор и поручил ему заведовать судебными делами церкви, что продолжалось 12 лет. Несомненно, что если не до этого времени, то за это время, будучи в близких сношениях с святителем-греком, Алексей должен был изучить и греческий язык, что значительно способствовало обогащению его знаниями. 6-го декабря 1352 г. Феогност посвятил Алексея во епископа владимирского. В следующем же 1353 г. скончались митрополит Феогност и великий князь Симеон, которые пред смертью заповедали, чтобы епископ Алексей наследовал и митрополичью кафедру. Но прежде чем утвердиться на митрополичьем престоле, святителю Алексею пришлось вынести немалую борьбу с другими кандидатами на митрополию: Феодоритом, рукоположенным в этот сан болгарским патриархом, и Романом, посвященным в Константинополе по проискам и интригам некоторых удельных князей, не желавших возвышения Москвы. В следствие этого митрополиту Алексею пришлось два раза ездить в Константинополь, последствием чего было утверждение его патриархом Калластом "архиепископом Киева и великой России с титлом всечестного митрополита и экзарха". Устроив в России церковные дела, пришедшие, вследствие бывшей тогда моровой язвы и распрей удельных князей, в крайнее запущение, для чего понадобилось даже низложить сарского епископа Афанасия, митрополит Алексей принял горячее участие в политическом благоустройстве своей родины, непосильно страдавшей как от татарского ига, так и от усобиц княжеских родов. С этой целью он, подвергая опасности свою жизнь, дважды ездил в Золотую орду, причем в первый раз в августе 1357 г. излечил слепую Тайдулу — жену хана Чанибека, а во второй раз — в следующем году, причем находился в Орде в то время, когда прежний добрый хан Чанибек скончался, а его место занял свирепый Бердибек, убивший при воцарении 12 своих братьев. Летописец замечает, что "многу истому приим святитель Алексей от татар в это время" и только "с Божиею помощию и пречистою его Матере молитвою цел и здоров от насилья поганых возвратился на Русь". При таких неблагоприятных условиях печальнику земли русской — святителю Алексею удалось не только умилостивить свирепого хана Бердибека, собиравшегося снова опустошить Россию, но и выхлопотать от него ярлык для охраны и освобождения русского духовенства от всяких сборов и налогов. С января 1358 по июнь 1360 г. святитель Алексей прожил в разоренном Киеве, занимаясь восстановлением церквей и монастырей. С 1359 г., со смертью великого князя Иоанна, святитель сделался опекуном несовершеннолетнего сына его Дмитрия, которому помог получить в 1362 г. ярлык на великое княжение, вместо суздальского князя Дмитрия Константиновича, три года величавшегося великим князем и венчанного на это звание митр. Алексеем в кафедральном Владимирском соборе. Трудами святителя росла и крепла власть великого князя московского Димитрия, а строптивость удельных князей смирялась решительными мерами, доходившими иногда до закрытия церквей, как это сделал пр. Сергий Радонежский, согласно воле святителя Алексея, в Нижнем Новгороде. Вместе с тем, митрополит усердно занимался и построением монастырей. Так, в 1361 г. он основал в Москве женский Алексеевский монастырь; в том же году, на берегу Яузы, обетный монастырь во имя нерукотворенного образа Спасителя, где первым настоятелем был ученик пр. Сергия — Андроник, почему и самый монастырь получил название "Спасоандрониевского"; в 1362 г. основан святителем Владычний монастырь в 3 верстах от гор. Серпухова; в 1365 г. восстановлены им два древних монастыря — Благовещенский в Нижнем и Константино-Еленский во Владимире. В том же году основана в самом Кремле обитель в честь чуда архангела Михаила на месте, подаренном царицею Тандулою в благодарность за исцеление ее. Пробыв на митрополичьей кафедре 24 года и посвятив свыше 20 епископов русской церкви, первосвятитель Алексей погребен был, согласно его завещанию, в Чудовом монастыре. 20-го мая 1431 г. обретены были его нетленные мощи, которые и доселе почивают там же. Драгоценными Памятниками его пастырского учения служат: а) Евангелие, собственноручно им написанное и хранящееся в Чудовом монастыре; оно в 1892 г. издано было и количестве 100 экз. фототипией; б) окружное послание к пастве; в) послание к христианам Нижегородской области (первое изд. в "Приб. к тв. св. отцов" 1849 г., второе, с предисловием Невоструева, в "Душеполезном Чтении" 1861 г., кн. 1).

Житие митр. Алексея написано Питиримом, епископом Пермским († в 1445 г.). Над обработкой жития трудился затем целый ряд писателей, оканчивающийся чудовским иноком во второй половине XVII столетия. Наиболее известный из этого ряда писателей — Пахомий Логофет, составивший житие в 1459 г., по поручению митр. Ионы и собора святителей. — "Степ. кн.", 1, 444—450. — "Никон. лет.", 3, 30; 4, 55—8, 209. — "Четьи-Минеи". — "Приб. к твор. св. отцов", 1848 г., кн. 1, 89. — "Рус. св.". Филарета. — Макарий, "Ист. рус. церк." — "Самар. епарх. вед." 1878 г., № 19. — "Источники русской агиографии" Н. П. Барсукова. — "Указатель Полного Собр. Рус. Лет.", стр. 14. — "Древнерусские жития святых", Ключевского, стр. 132.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое алексей митрополит всероссийский
Значение слова алексей митрополит всероссийский
Что означает алексей митрополит всероссийский
Толкование слова алексей митрополит всероссийский
Определение термина алексей митрополит всероссийский
aleksey mitropolit vserossiyskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):