Большая биографическая энциклопедия - алексий бяконт
Алексий бяконт
(Елевферий Федорович) — святитель, митрополит Московский и всея Руси.
† 1378, память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня, 5/18 октября и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых.
Родился в конце XII века (между 1292 и 1300 гг.) в г. Москве в семье черниговского боярина Федора Бяконта.
На 20-м году жизни ушел в Московский Богоявленский монастырь и в 1320 году принял монашество с именем Алексия, находясь под руководством опытного старца Геронтия.
В 1340 году митрополит Феогност определил его жить при своем святительском дворе и заведовать церковными судебными делами Церкви.
6 декабря 1352 года митрополитом Феогностом хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского.
В 1354 году патриархом Каллистом был утвержден "архиепископом Киева и великой России с титулом всечестного митрополита и экзарха".
Скончался 12 февраля 1378 года в Чудовом монастыре.
20 мая 1431 года в Чудовом монастыре обрушилась церковь, в которой был погребен святитель Алексий. Падавшими камнями был разбит гроб его, в котором и обрели нетленные мощи святителя.
Святитель Алексий явил собою образ доброго пастыря и деятельного патриота. Он сумел сочетать в себе эти два великих качества. Это был муж славный в добродетелях, отличавшийся силою слова, сведущий в канонах и искусный в знании как церковных, так и гражданских законов. Эти качества и послужили причиной представления его к иерархическому управлению самой святейшею митрополией Киевской и всея Руси.
Со времени возведения святителя Алексия в митрополита началась его деятельность по устройству и восстановлению церквей и монастырей.
В 1361 году были восстановлены монастыри: Чудов, Спасо-Андроников и Алексеев в Москве; в 1362 году — Симонов, Серпуховской, Владычный вне Москвы; в 1365 году — Константинов близ Владимира, Благовещенский в Нижнем Новгороде.
Святителю Алексию пришлось вести напряженную борьбу за единство Русской Церкви. Благодаря своей настойчивости, энергии и твердости характера в соединении с умом и образованием он смог поставить архипастырскую власть в России на небывалую высоту. Призванный волею Божиею к управлению дел церковных и государственных, он, как первоиерарх Русской Церкви, всегда оставался первомолитвенником за православных людей, церковным пастырем, кротким аскетом, человеком безупречной иноческо-подвижнической жизни.
Духовно-нравственный облик святителя раскрывается из его поучений, которых сохранилось два. Одно к Нижегородской пастве, а другое вообще к христианам.
Содержание этих посланий выявляет смирение святителя и глубокое понимание им высоты архиерейского сана. Сознавая свою ответственность пред Богом как архипастырь, он наполняет свою душу заботою о спасении вверенной ему паствы. "Дети, — пишет святитель, — пишу вам и побуждаю вас на благое, игуменов, священников, диаконов и всех православных христиан, дабы вы последовали Спасову Евангелию".
Мы видим, что святитель заботился обо всех: о пастырях и мирянах. Всех охватывает его пастырская попечительность.
Он учил пастырей избегать нерадения, лености, страха человеческого пред сильными мира сего, заступать за немощных и учить пасомых добрым взаимоотношениям между собою.
Мирян он призывал иметь любовь между собою и страх Божий, исполнять заповеди Божий и искренно каяться, любить храм Божий, благоговейно стоять и молиться нерассеянно в нем и всегда помнить час кончины.
Особо поучал святитель князей, бояр и вельмож. Их он учил справедливости на суде, бескорыстию и защите ими вдовиц, сирот и обидимых.
Самою яркою чертою его духовно-нравственного облика является горячая и преданная любовь к своему отечеству. В этом отношении святитель Алексий был поистине печальником и мудрым государственным мужем Русской земли. Его содействие великому князю Московскому Ивану Ивановичу окончательно возвысило Москву и способствовало, с одной стороны, подчинению удельных княжеств Московскому княжеству, а с другой — положило начало свержению монгольского ига.
После смерти великого князя Ивана Ивановича на попечении святителя Алексия остался малолетний сын усопшего Дмитрий. Как опекун Дмитрия, он принимал самое активное участие в дальнейшем возвышении Москвы. В заботе об отечестве были проявлены святителем мудрость, миротворчество, строгость и в то же время осторожность, обдуманность и выдержанность во всех поступках.
Подвергая свою жизнь опасности, он дважды ездил в Золотую Орду. При этом открылся и дар чудотворения святителя Алексия, когда он после молитвы пред Богом исцелил жену хана Чанибека Тайдулу.
И вторично он ездил к грозному хану с ходатайством за всю Русскую землю. Кроткой и разумной беседой он укротил ярость хана и благополучно возвратился в свое отечество, неся мир своим соотечественникам.
Святитель Алексий был связан с преподобным Сергием узами тесной дружбы. Он так высоко ценил преподобного, что имел намерение сделать его своим преемником, но скромный угодник Божий уклонился от этого.
Существует любопытное предание о посещении святителем Алексием Самары. Говорят, что, следуя в одну из своих поездок в Золотую Орду (1353 или 1357 г.), святитель остановился на неизвестной ему реке, которая впадала в Волгу. Находившиеся при нем люди, идя по берегу, поросшему густым лесом, увидели одну тропинку и, идя по ней, к ужасу своему, нашли в необитаемом лесу человека, забравшегося в эту глушь, как оказалось, для спасения души. Тотчас же донесли об этом святителю. Святитель Алексий, интересуясь жизнью пустынника, призвал его к себе, потом сам был у него, расспрашивал об этой местности и между прочим полюбопытствовал узнать название реки. "Названия ей не знаю, сам я зову ее Самарой", — ответил пустынник. Как говорит летописец, святитель Алексий, видя добродетельное житие сего пустынника, не только оное название подтвердил, но, благословляя его и место, духом пророчески предрек: "Будет на сей реке град того же имени, в нем просияет благочестие, и оный никакому разорению подвержен не будет".
Кончина святителя Алексия была мирна и безболезненна. Летопись сообщает, что святой, почувствовав приближение своей кончины, призвал своего духовного сына великого князя Дмитрия Ивановича, преподал ему мир и благословение и конечное целование и заповедал положить его тело не в церкви, а вне, близ алтаря, и "тако предаде дух свой в руце Божий".
По другим источникам, он пред самою своею кончиною совершил Божественную литургию и приобщился Святых Тайн, затем, пожелав всем мира и любви, воздав последнее целование, мирно предал Господу свою душу.
Труды:
Грамота митрополита Алексия на Червленный Яр боярам, баскакам, духовенству и мирянам о подсудимости их Рязанскому епископу // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841—1842, т. 1, № 3, с. 3—4; Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. № 19. Стб. 167—172. Поучение Алексия митрополита от апостольских деяний к христолюбивым христианам // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — М., 1847, ч. 5, с. 30—39. Невоструев К. И. Вновь открытое поучительное послание святого Алексия, митрополита Московского и всея России. Поучения христианам нижегородских и городецких пределов // Душеполезное чтение. — 1861, ч. 1, с. 449—467. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Труд святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. — М., 1892.
Литература:
Попов А. Сборник статей в православной памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. — СПб., 1911.
Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. — М., 1871, с. 132.
Анатолий, архимандрит. Житие Алексия, митрополита всея России, Московского чудотворца. — Одесса. 1905.
Питирим, епископ. Краткое описание жития святителя Алексия // Духовный вестник. — 1862.
Пахомий Логофет. Житие митрополита всея Руси Алексия, составленное Пахомием Логофетом // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. — М.; Сергиев Посад, 1877—1878, т. 4, №№ 1—2.