Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - амфитеатров егор васильевич

Амфитеатров егор васильевич

— д. с. с., заслуженный ординарный профессор Московской духовной академии, сын священника орловской епархии. Род. 24-го апреля 1815 г., ум. 17-го мая 1888 г. По окончании в 1835 г. курса в местной семинарии, поступил в С.-Петербургскую духовную академию, из которой в 1839 г. пришел магистром богословия и тотчас назначен бакалавром в Московскую духовную академию, по кафедре словесности и литературы, каковую и занимал в течение всей своей службы, состоя в то же время сначала секретарем академического правления, а с 1870 г. — помощником ректора по церковно-практическому отделению. С 1844 г. экстраординарный, а с 1848 г. ординарный профессор. Амфитеатров был одним из даровитейших преподавателей академии и влиятельнейшим членом ее корпорации. "С восторгом, чуть не с поклонением отзывались об Амфитеатрове", пишет Гиляров-Платонов в своих воспоминаниях. "Он имел огромное влияние на студентов", пишет другой его ученик, протоиерей Г. П. Смирнов-Платонов. И действительно, Амфитеатров обладал счастливою способностью претворять в свое собственное все, заимствованное им из богатых иностранных литератур, применяясь в то же время в потребностям и характеру духовного заведения. Студенты поражались и глубиною мыслей профессора, и правильностью их логического сочетания, и изяществом изложения. Насколько академия дорожила своим даровитым и популярным членом видно из того, что, когда в 1874 г. истек возможный по тогдашнему академическому уставу 35-летний срок его службы при академии, последняя, не желая лишиться профессора, исходатайствовала ему исключительное право читать лекции по найму. В 1873 г. Амфитеатров был избран городским головою Сергиева посада. В этой должности он заявил себя энергичным деятелем по просвещению, благотворению и благоустройству, вследствие чего удостоился еще при жизни постановки своего портрета в зале городской думы. Печатные труды Амфитеатрова немногочисленны, так как он, по свойственной многим ученым старого времени скромности, удерживался от печатания своих сочинений. В "Прибавлениях к творениям св. отцов" напечатаны его сочинения: "О священной поэзии евреев" и "О существе и свойствах художественной деятельности".

Слова и речи при погребении проф. Амфитеатрова. — Некрологи в московских газетах. — "Церк. Вед." 1888 г., № 24. — Архив Св. Синода.

{Половцов}



Амфитеатров, Егор Васильевич

(1815—1888) — профессор Московской духовной академии по кафедре словесности и истории литературы. Напечатал: "Общий характер священной поэзии евреев" ("Прибавления к Творениям св. отцов", V, 1847); "О существе и свойствах художественной деятельности" (ib., XXV, 1872).

См. "Церковные Ведомости", 1888, № 24.

{Брокгауз}



Амфитеатров, Егор Васильевич

[24.04(06.05).1815—17(29).05.1888] — историк эстетики и литературовед. Род. в семье приходского священника. Окончил Петерб. Дух. академию. Проф. Моск. Дух. академии (1844—1888), где читал курсы всеобщей и рус. словесности. А. — один из первых рус. историков эстетики. По определению А., эстетика есть учение о красоте и искусстве, филос. прекрасного. Лучший способ ее изучения — история. А. показывает, что через всю историю эстетики, начиная с античности, проходит противостояние объективизма и субъективизма, реализма и формализма в понимании сущности прекрасного. Реализм (содержательная трактовка красоты), идущий от Платона, вытекает из филос. монизма, а формализм (трактовка красоты как формы), восходящий к Аристотелю,— из филос. индивидуализма. Индивидуализм, в отличие от монизма, поясняет А., в основание мира полагает не одну субстанцию, а множество, и мир явлений признает происходящим из этого множества (Исторический очерк учений о красоте и искусстве. Харьков, 1890. С.33). "Из борьбы этих двух воззрений образуется целость истории филос. красоты и искусства, точно так же как борьба монизма и индивидуализма исчерпывает собою историю филос. вообще" (там же). Сам А., хотя четко не определял собственных эстетич. основоположений, больше склонялся к "линии Аристотеля". А. в духе рус. синтезирующего философствования старался преодолеть односторонность объективизма и субъективизма в эстетике: "...объективность художеств. творения не в том состоит, что оно неприменимо к субъекту, но в том, что так создано, что в определ. субъекте способно производить определ. действия, независимо от того, действительно ли оно производило и производит их" (Там же. С.44). Критически оценивая эстетику неоплатонизма как крайне реалистическую, А., однако, считал, что она оказала огромное влияние на эстетику Нового времени, особенно нем.; прежде всего учением о красоте как наглядно выраженной идее. А. полагал, что время с III по XVIII века — это широкий пробел в истории эстетики, гл. причина к-рого — исключительное употребление искусства для церковных целей и связанное с этим отрицание сколь-нибудь самостоятельного значения красоты. А. высоко ставил заслуги Канта и его школы в разработке субъективной стороны науки о красоте и искусстве, особенно ценил эстетику Шиллера. Но кан-товский субъективизм, по мысли А., вел к умалению достоинства прекрасного. Не удовлетворяет А. и объективно-идеалистическая эстетика Шеллинга и Гегеля. Ее реалистическая направленность способна, по А., нанести большой урон искусству. Гл. достижение эстетики Гегеля А. видел в тонком и точном определении смысла "избитого" выражения "красота — идея в явлении". Диалектич. метод и "прогрессизм" привели, по мысли А., Гегеля к заключению, что совр. человек уже не испытывает серьезной потребности в искусстве как чувственной форме знания, ему нужно собственно знание — филос. Концепции Гегеля, считает А., противостоит чисто формальная эстетика Гер-барта. Но последний, отрицая всякое внутр. значение красоты, "унизил ее достоинство и значение" (Там же. С.177). А. резко выступал против утилитаризма в эстетике, нигилистического по отношению к красоте, подчеркивая, что идеал красоты утилитаристов — верх комфортабельности, а бесполезная красота для них — праздная забава для праздных людей. "Не к чести нашей русской философии..,— писал А.,— это новое учение, выраженное в такой резкой форме, есть самородное изделие русских умов. Впервые появилось оно... в известной магистерской диссертации Чернышевского..." (Там же. С. 178). Высшие потребности человечества — не в удобном, а в прекрасном, без красоты и искусства человек вернулся бы к первобытной дикости. Прекрасное есть "мировое явление и один из могущественнейших факторов свободно-разумной жизни человечества".

Соч.: Общий характер священной поэзии евреев // Прибавления к Творениям св. отцов. V. 1847; О существе и свойствах художественной деятельности // Там же. XXV. 1872; Исторический очерк учений о красоте и искусстве. Отдельные оттиски из ж. "Вера и Разум" за 1889 и 1890. Харьков,

1890.

Н.Ф.Рахманкулова

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое амфитеатров егор васильевич
Значение слова амфитеатров егор васильевич
Что означает амфитеатров егор васильевич
Толкование слова амфитеатров егор васильевич
Определение термина амфитеатров егор васильевич
amfiteatrov egor vasilevich это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):