Большая биографическая энциклопедия - анастасий братановский
Анастасий братановский
(до пострижения Андрей Семенович) — архиепископ астраханский, род. 16-го октября 1762 г., в м. Барышевке, Переяславского уезда Полтавской губ., где отец его был священником, ум. 7-го декабря 1806 года. Окончив курс в Переяславской семинарии, Братановский в 1782 г. поступили преподавателем словесности и латинского языка в Севскую семинарию, а чрез год перешел в Вологду, где архиереем был его родной дядя, Ириней Братановский, назначивший своего племянника учителем риторики, пиитики, истории и географии в тамошней семинарии. От природы скромный, сосредоточенный и религиозный, Андрей Братановский, живя у своего дяди-архиерея, обнаружил склонность к монашеству, о чем и заявил своему покровителю-родственнику. Однако, последний, зная по опыту трудности монашеской жизни и имея в виду молодость своего племянника, отнесся к его заявлению не особенно сочувственно, и чтобы отвлечь его от пострижения, перевел даже во вновь открытую тогда в Кириллово-Белозерском монастыре семинарию. Однако, там ему пришлось пробыть недолго: слух о его проповедническом таланте, который он обнаружил в Вологде, состоя одновременно преподавателем и катехизатором, достиг Петербурга, куда молодой учитель-проповедник и был вызван митрополитом Гавриилом в 1790 году, и качестве учителя красноречия в Александроневскую семинарию. Приняв здесь монашество (26-го июня 1790 г.) с именем Анастасия, молодой инок, вместе с учительством в семинарии, исполнял обязанности катехизатора, а затем законоучителя (с 1792 г.) кадетского шляхетского корпуса, причем возведен был 8-го сентября в сан архимандрита Зеленецкого монастыря. Когда о проповедническом таланте Анастасия узнала Императрица, то он был назначен (в 1793 г.) придворным проповедником. Рассказывают, что Екатерина II, выслушав проповедь Анастасия в придворной церкви, приглашала его иногда повторить ее в своем кабинете, причем отзывалась так: "Анастасию должно подражать или превзойти его; но ни то, ни другое невозможно". В 1794 г. российская академия, во внимание к проповедническим трудам Анастасия, избрала его своим членом. В 1795 г. Анастасий назначен был настоятелем Сергиевой пустыни, а с 1796 г. архимандритом Московского Новоспасского монастыря, членом Св. Синода и вторично законоучителем кадетского корпуса. 20-го декабря 1797 г. Анастасий хиротонисан во епископа белорусского; 15-го сентября 1801 г. возведен в сан архиепископа; в 1803 г. переведен в Могилев, а в декабре 1805 г., вследствие болезни, назначен в Астрахань, где в декабре следующего года и скончался от чахотки. Архиепископ Анастасий занимает очень видное место в истории русского проповедничества, и если его проповеди не составляют эпохи, то, во всяком случае, имеют многие своеобразные достоинства, оказавшие немалое влияние на последующее развитие русского проповедничества. Анастасия, обыкновенно, сравнивают с знаменитым французским проповедником Массильоном, и это сравнение имеет свое основание: у обоих одинаково проглядывает знание сердца человеческого, те же яркие картины нравов, сильное одушевление и тихое благочестие даже в патетических местах, то же отсутствие отрывочных фраз и скачков, изысканных противоположений и монотонности, темных и парадоксальных метафор, то же ровное и естественное течение мыслей. По своему направлению, Анастасий может быть причислен к разряду проповедников-публицистов. В своих проповедях он весьма верно воспроизводит нравы современников и с силою обличает те крайности в умственном и нравственном направлениях, которые господствовали в то время и шли в разрез с евангельским учением. Тогдашнее неверие, проявлявшееся под влиянием энциклопедистов, как в теоретическом отрицании истин христианской религии и нравственности, так особенно в практической жизни нарушением христианских обязанностей, обращало особенное внимание Анастасия. Таковы его проповеди о подчинении разума вере и обуздании чувственности, о бессмертии души, о промысле Божием и т. п. истинах, против которых с особенною силою восставала тогдашняя философия. Кроме проповедей, известны следующие сочинения Анастасия: оригинальное: "Трактат о расположении проповедей", M. 1806 г., и переводные: "Предохранение от неверия и нечестия", СПб. 1794 г., поэма Арнода "Плач Иеремии", СПб. 1797 г., "Истинный Мессия", М. 1801 и 1851 г., "Опыт о совершенстве", из Формея, СПб. 1805 г. Не издано: "Толкование на евангелие от Иоанна". Проповеди Анастасия, под заглавием "Поучительные слова", вышли в 2-х частях в 1796 г.; третья часть появилась в 1806 г., а 4-я — в 1807 г.; новейшее издание в одном томе, с биографией и портретом, появилось в 1850 г.
Дела архива Св. Синода. — Филарет, "Обзор рус. дух. литер.", стр. 394—396. — Митр. Евгений, "Словарь дух. писат.". — Д. Бантыш-Каменский, "Словарь", изд. 1847 г. — Сухомлинов, "История росс. академии", т. I, стр. 245—257. — Порфирьев, "История русской словесности", т. II, стр. 400—405.
{Половцов}
Анастасий Братановский