Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - андрузский дмитрий васильевич

Андрузский дмитрий васильевич

— гравер на меди, род. 5-го сентября 1814 г. Сначала занимался в Академии художеств архитектурою, но в 1831 г. был назначен в класс проф. Н. И. Уткина и вскоре получил три серебряные медали: вторую за рисунок с натуры (1834), вторую и первую за гравюры на академических выставках "Портрет испанца" (1833) и "Скорбящая Божия Матерь" (1835). Окончив курс с аттестатом на звание классного художника, Андрузский был оставлен при Академии (1836), с прикомандированием к проф. Уткину. С 1840 г. он служил гравером в течение полутора лет в художественном заведении корпуса инженеров путей сообщения, а с 1843 — в комиссии о построении Исаакиевского собора. В 1837 г. Андрузский награвировал 20 досок дворянского гербовника в Сенат, по 2 герба на каждой; на выставке 1839 г. появилась его гравюра портрета Петра Великого с оригинала Матвеева (что в Эрмитаже), а затем Андрузский гравировал очерком рисунки для изданий: "Musée de Monferrand" (1844), "Керченские древности" (1845, 10 гравюр в большой лист), "L'artiste russe" (1847—1849), "Камер-фурьерский журнал" (1854) и др.

Н. П. Собко, "Словарь русских художников", т. I, вып. 1, стр. 174—176.

{Половцов}



Андрузский, Дмитрий Васильевич

(1811—1880) — гравер на меди. В Академии худож. изучал гравирование под руководством Н. Уткина. В 1832 г. получил мал. серебр. медаль за копию с гравюры Эделинка "Портрет испанца", в 1835 г. — бол. серебр. медаль за гравюру "Скорбящая Богоматерь" с картины Конка. Занялся гравированием портрета Петра Великого, с А. Матвеева. Доска этой гравюры сгорела в 1838 г. в академич. печатной мастерской и с нее было сделано лишь несколько пробных оттисков (один из них в Импер. публ. библиотеке). Из других работ А. более известны: 5 гравюр (в очерках с легкою прокладкою теней), помещенных в журнале "L'Artiste russe" за 1847 г. и изображающих иконы и плафон большого купола Исаакиевского собора; 10 таблиц к изданию "Керченские древности" (1845); портрет строителя Исаакиевского собора, О. Монферрана и 15 таблиц с изображениями (в очерках) некоторых предметов его коллекций, для издания "Musée Monferrand"; памятники Барклая де Толли и Кутузова для "Памятника искусств" изд. Фишера.

{Брокгауз}



Андрузский, Дмитрий Васильевич

(Dmitri Androuzski). Здесь печатается его автобиография, составленная им в 1873 году; внизу в примечаниях приведены некоторые дополнительные сведения: "Дмитрий Васильевич Андрузский, сын дворянина Полтавской губернии, родился в сентябре 1811 года. Первоначально обучался в гимназии, а в 1824 году поступил казенным воспитанником в Императорскую Академию художеств [В класс Н.И. Уткина с 1831 г.]. В 1830 году по признанным Советом академии способностям к гравированию, вследствие отчетливо исполненного пером рисунка коринфской капители, назначен был в класс гравирования. Первоначальные технические приемы в изучении уменья владеть резцом, состоявшие в резьбе прямых штрихов, до того истощали терпение молодого ученика, что он готов был оставить академию, но, видя некоторые успехи сотоварищей, Капустина, Дешевого, Пищалкина и поощряемый вниманием гг. профессоров Н.И. Уткина, С.Ф. Галактионова и конференц-секретаря В.И. Григоровича, принялся за дело энергически и через 2 года, за копию с гравюры Эделинка ["Мужской портрет в испанском костюме", который был на выставке 1833 г.], удостоен был 2-й серебр. медали; в то же время получил медаль за рисунок группы с натуры [В 1834 г. получил 2-ю сереб. медаль за натурный рисунок, как академист 1-й степени.]. В 1834 году удостоен серебр. медали 1-го достоинства за гравюру с картины Конка, Скорбящая Богоматерь [За эту гравюру он 1835 г. 21 сентября получил 2-ю золотую медаль (Мат. за 100 лет, II. 329). В 1836 г. выставил Скорбящую Божию Матерь с ориг. Конка. В 1836 г. он окончил курс, оставлен при академии с званием классного художника и занимался в классе Уткина.]. Затем сделан был им рисунок с картины Матвеева, Петр I, который и назначено было ему Советом академии выгравировать на золотую медаль. Гравюра эта, после 2-летнего труда, будучи доведена близко к окончанию, погибла в пожаре печатной, куда отдана была для отпечатания пробных оттисков [Этот портрет был на выставке 1839 г.]. Не имея средств к начатию этой гравюры снова без поддержки академии, Андрузский в 1840 году поступил на службу учителем гравирования в Художественное отделение корпуса путей сообщения, занимаясь в то же время составлением рисунков к изданию школы фехтования на саблях и эспадронах. В 1843 г. перешел на службу к строению Исакиевского собора, где вместе с тем занимался гравированием в очерках замечательнейших предметов искусств из Музея строителя собора архитектора Монферана. В 1845 году, по рекомендации своего бывшего профессора Н.И. Уткина, получил занятие "обще с граверами Афанасьевым и Чесским, по исполнению в очерках гравюр с Керченских древностей, для эрмитажного издания. Часть этого издания была удостоена высочайшего одобрения и лестного отзыва иностранных художественных изданий, а участвующие в ней художники получили от щедрот императора драгоценные подарки. В этот же период времени Андрузский изготовлял гравюры с рисунков замечательнейших памятников древности Закавказского края, собиравшихся путешествовавшим по всему Закавказью даровитым молодым архитектором П.П. Норевым, товарищем и другом Андрузского. Исполнение гравюр для эрмитажного издания продолжалось Андрузским "обще с Пикаром до 1869 года". Затем служебные обязанности Андрузского в качестве воспитателя при Гатчинском сиротском институте, а наиболее почувствованное им ослабление зрения, заставили его сложить все грабштихи и иглы, чтобы более, быть может, за них и не приниматься". Во время составления этой автобиографии Андрузский состоял учителем в Гатчинском сиротском институте, где и умер в 1880 году. Его работы: 1. Петр I, с ориг. Матвеева; поясной; пробный отпечаток его, без всякой подписи, в Пуб. библ., № 132 (Слов. Ров. № 188). 2. Шествие Екатерины II с Красного крыльца; копия с гравюры Путимцева из Коронации Екатерины II; работана для издания Гоф-Фурьерских журналов. 3. Портрет (бюст) Монферана, с ориг. Фолетти; неконченая доска. 4. Скорбящая Богоматерь, с картины Конка; грав. в 1834—1836 гг., без подписи. 8.2 х 6.2½. — Эрм. Кн. Уткина № 1. 5. Портрет неизвестного, копия с гравюры Эделинка; грав. в 1833 г., без подписи. 6. Снятие со креста; грав. резцом в контуре с легкими тенями: "Грав. Д. Андрузский". 9.9 х 11.8*.

7— 11. Пять гравюр в контурах с легкими тенями, для журнала: L'Artiste Russe (год 1-й 1847), исполненные на дагеротипных досках Венингера, по способу Гилью.

7. St. Paul | privilege Guillou. Neff pinx. — Androusky sculp. — 7.5 х 3.7.

8. Св. Исаакий с моделью собора в руке: Neff pinx. — Androusky sculp. S. Isaac. Daguerreotype Weninger. Пробные отпечатки до подписи*, 7.10 х 3.9.

9. Взятие Богоматери на небо; круглый плафон: Bassine Pinx. — D. Androusky Sculp: Daguérrotipe Weninger | Privilège Guillou. — Диаметр = 5.9.

10. Умовение ног с картины Бруни.

11. Exaltation de la croix. | Neff pinx. — Daguerr. Weninger Androusky sculp. — 7.4 х 3.5.

12—20. Девять таблиц, гравир. в контурах для издания: "Древности Босфора Киммерийскаго... СПб., 1844". (См. К. Афанасьев).

21—24. Четыре таблицы, грав. очерком к брошюре: "Médée groupe moderne. Apollon citharède, ouvrage grec... de Mr de Montferrand... S. Pbg. 1850". — Под каждой подпись Андрузского, а под двумя первыми и подпись: "рисовал К. Молдавский".

25—39. 15 таблиц, грав. очерком, к описанию Музея Монферрана, помещенному в "Mémoires de la Societé archéologique de St. Pbg. 1852". 4°. Есть и отдельные оттиски этого описания. — № 1. statue de Jules césar. № 2. détails de la statue... № 3. apollon citarede (заимствовано из брошюры). № 4. statues antiques d'apollon (из той же брошюры). — № 5. muse. — № 6. venus. — № 7. statue antique en marbre de l'empereur hadrien. — № 8. statue municipale romaine. — № 9. bustes antiques (6 бюстов). №№ 10, 11, 12 и 13. sarcophage antique en marbre... № 14 и № 15 sculptures egyptiennes... Под каждой подпись: "Рисов. К. Молдавский. — Грав. Д. Андрузский".

40. Царския врата в иконостас соборной церкви | во имя | св. живоначальной троицы в Иерусалиме. Грав. в контуре с легкими тенями. 5.9 х 4.2. Получен мною от самого автора.

41. Доски памятников древности Закавказского края, о которых упоминается в его автобиографии.

42. Траянова колонна; низ и верх; в лист, без подписи. У Ваулина.

43. Костяной барельеф, вверху которого изображено Благовещение, а внизу беседа Христа с Самарянкою: "Грав. Д. Андрузский". — 8.11 х 3.6½. Для гр. Уварова.

44—56. 13 контуров к Дантовой Divina Comedia.

57—58. Памятники Барклаю и Кутузову; в Памятнике Искусств изд. Фишера.

{Ровинский}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое андрузский дмитрий васильевич
Значение слова андрузский дмитрий васильевич
Что означает андрузский дмитрий васильевич
Толкование слова андрузский дмитрий васильевич
Определение термина андрузский дмитрий васильевич
andruzskiy dmitriy vasilevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):