Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - анисимов сергей федорович

Анисимов сергей федорович

(р. 20.06.1922) — спец. в обл. этики и соц. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в Казани. Участник Великой Отеч. войны. Окончил филос. ф-т МГУ (1949). С 1958 — преп., ст. н.с, доц., проф. филос. ф-та МГУ. Зав. кафедрой этики (1970—1980), работал проф. кафедры ист. материализма того же ф-та (1980—1986). В наст. вр. — проф. кафедры этики филос. ф-та МГУ. Заслуженный проф. МГУ. Действ. чл. Междунар. Академии наук высшей школы. Применяя комплексный подход к решению филос. проблем на стыках наук, А. в 50-х гг. иссл. общую природу объективных закономерностей и логич. особенности отражающих их законов науки, взаимоотношение категорий закона, причинности, необходимости и случайности. Стремился показать богатство филос. идей, сопряженных с новой отраслью науки и техники. В 60-х гг. опубликовал ряд работ о свободомыслии франц. и нем. просветителей XVIII в., а также об им-манентах начала XX в. С 70-х гг. гл. обл. науч. интересов — дух. жизнь людей: филос. религии, этика, а также филос. теория ценностей (аксиология) как общая основа наук о человеч. духовности. В наст. вр. осн. направление иссл. — проблемы нормативной и аксиол. этики. В своих работах развивает концепцию, согласно к-рой мораль — не только "форма отражения" действительности в сознании, но фундам. свойство всей человеч. жизнедеятельности, иммунная система, предохраняющая от энтропийного распада духовности личности и об-ва. На эту роль не могу претендовать ни полит. сознание, ни правосознание, ни наука, ни эсте-тич. и религ. сознание и никакой др. элемент духовности. Эта уникальная роль морального сознания является плодом всей соц. и — еще далее — космич. эволюции. Этим же можно объяснить "тайну" необычайной повелительности нравств. чувства, самоочевидной императивности моральных требований. В наст. вр. человечество, особенно Россия, переживает кризис нравств. духовности. В сочетании с глоб. характером нек-рых др. кризисных ситуаций — экон., военно-полит., экол., демографических и т.д. — повсеместный упадок нравственности, ослабление ее защитной функции ставят человечество на пороге XXI в. перед дилеммой: возрождение и обновление моральной духовности — или конец человеч. цивилизации на Земле. В посл. годы А. исследует проблемы теории ценности; подвергает критике односторонние субъективистские и объективистские теории ценности, утверждая, что феномен ценности можно правильно понять и определить только в границах той полной реальности, каковой является вся человеч. жизнедеятельность в единстве ее объективных и субъективных компонентов. С этой целью он вводит фундам., по его мнению, понятия: значение, значимость, значимое (ценностное) отношение, шкала ("иерархия") значений и др., раскрывает взаимосвязь ценностей и оценок с др. элементами человеч. деятельности: потребностями, нормами, знанием.

Соч.: Нравственный прогресс и религия. М., 1965; Ценности реальные и мнимые. М., 1970; НТР и социально-этические проблемы. [В соавт.]. М., 1977; Формирование духовного мира человека и НТР. [В соавт.]. М., 1977; Мораль как сторона человеческой деятельности // Структура морали и личность. М., 1977; Личность в ситуации морального конфликта // Личность: этические проблемы. М., 1979; Мораль и поведение. М., 1979 (2-е изд. —1985); Методика преподавания этики в высшей школе. [В соавт.]. М., 1980; Единство морального сознания и поведения в нравств. культуре личности // Нравственная культура: Сущность. Содержание. Специфика. Вильнюс, 1981; Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М., 1981; Духовные ценности. М., 1988; Взаимосвязь материального и духовного в нравственном общении людей // Нравственность и общение. Каунас, 1989; Роль этического просвещения в нравственном обновлении общества // Обновление морали и перспектива общества. М., 1990; Право на жизнь: мораль — его единственная защита // Этика прав человека. Материалы международной конф. М., 1994; Единство теоретико-познавательного, социологического и ценностного способов рассмотрения морали // Моральные ценности и личность. М., 1994; Теория ценностей в отечественной философии XX века. Очерки истории // В. МГУ. Сер."Философия". 1994. № 4; Value theory in twentieth century Russian Philosophy. The Jornal of Value of Inguiry. 1996. № 30; Введение в аксиологию. Уч. пос. для изучающих философию. М., 2001.



Анисимов, Сергей Федорович

Профессор кафедры этики философского факультета (1970). Родился 20 июня 1922 г. в с. Кобзево Кайбицкого района Татарской АССР. Окончил философский факультет МГУ с отличием в 1949 г. Кандидат философских наук (1954), доктор философских наук (1967). Член специализированного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по этике и философии религии, член Философского общества России, член Международной этической ассоциации. Являлся заведующим кафедрой этики философского факультета (1968—1980 гг.). Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями: "За отвагу", "За оборону Сталинграда" и др. Удостоен почетного звания "Заслуженный профессор МГУ" (1996).Область научных интересов: этика, аксиология, философия религии. Приоритетные работы в этике и аксиологии; по программам и методикам, составленным при его участии, этика преподается во всех вузах страны. Преподавал в МОПИ им. Н. К. Крупской, Высшей школе профдвижения, МГУ следующие философские дисциплины: логику, историю философии, социальную философию, философию религии и этику. Подготовил 38 докторов и кандидатов наук. Опубликовал свыше 140 работ, в т. ч. 15 книг.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое анисимов сергей федорович
Значение слова анисимов сергей федорович
Что означает анисимов сергей федорович
Толкование слова анисимов сергей федорович
Определение термина анисимов сергей федорович
anisimov sergey fedorovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):