Большая биографическая энциклопедия - антоний амфитеатров
Антоний амфитеатров
(до пострижения Яков Гаврилович) — архиепископ казанский и свияжский, род. 15-го октября 1815 г. в Оренбургской губ., на Миасском Заводе, где отец его был священником, ум. 8-го ноября 1879 г. Первоначальное образование получил в Калужском училище и семинарии, а в 1835 г. поступил в Киевскую духовную академию, где чрез четыре года окончил курс первым магистром и тотчас назначен бакалавром академия по греческому языку. 12-го сентября 1840 года Амфитеатров принял монашество, 18-го сентября рукоположен во иеромонаха, 16-го декабря того же года назначен ректором киево-софийских духовных училищ, а в 1841 г., кроме того, инспектором Киевской семинарии. В 1845 г. Антоний занял место ректора той же семинарии и возведен в сан архимандрита. С 1848 года он совмещал с ректорством должность настоятеля киевского Николаевского монастыря. 22-го ноября 1848 г. за свой учебник по догматическому богословию Антоний получил степень доктора богословия. В 1848—1849 гг. вызывался в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди состоял членом С.-Петербургской консистории, комитета для сооружения Воскресенского женского монастыря и командирован Св. Синодом в Петрозаводск с особым поручением к архиепископу олонецкому. В январе 1851 г. Антоний назначен ректором Киевской академии и настоятелем Киево-Братского Богоявленского монастыря. 30-го марта 1858 г. хиротонисан во епископа чигиринского, викария киевской митрополии, в октябре 1859 г. переведен на смоленскую кафедру, 9-го ноября 1866 г. назначен епископом казанским и свияжским, а 16-го апреля 1867 г. возведен в сан архиепископа. Антоний был одним из выдающихся русских архипастырей, как по своим личным качествам и административной деятельности, так и по литературным трудам. Как человек, он отличался характером ровным, мягким, приветливым. Как администратор, он обладал способностью быстро ориентироваться в главных нуждах управляемых им епархий. Так, в Смоленске он тотчас по прибытии обратил особенное внимание на крайне бедственное материальное положение учителей духовно-учебных заведений и изыскал средства к улучшению их содержания, что послужило примером для многих других епархий и за что ему объявлена была Высочайшая благодарность. В Казани Антоний особенное внимание обратил на миссионерскую деятельность среди тамошних инородцев и раскольников, основав с этою целью в епархии несколько миссионерских мужских и женских монастырей, настаивая всеми зависящими от него мерами на усилении преподавания миссионерских наук в местной академии и семинарии и особенно покровительствуя благосостоянию и развитию Казанской крещенотатарской центральной школы. Наконец, он старался находить и привлекать в казанский край нужных и способных для этой цели людей. Им же учреждено и братство св. Гурия, имеющее главною своею задачею просвещение инородцев. Для оживления деятельности духовенства, выяснения задач и целей ее, определения обстоятельств, положения, нужд и потребностей его и, наконец, просто для обмена мыслей, Антоний основал епархиальный орган: "Известия по казанской епархии". С особенною ревностью и вниманием следил он за образованием в каждом приходе церковно-приходских попечительств, надеясь при помощи их достигнуть развития церковно-приходской жизни и улучшения материального положения духовенства. Кроме того, он был постоянным посетителем и щедрым благотворителем местных богаделен, больниц, тюрем, дешевых столовых и т. п. общественных учреждений. Из ученых трудов Антония известны: Догматическое богословие", выдержавшее много изданий; три тома образцовых проповедей и речей; "Последние часы жизни митрополита Филарета киевского". За свои богословские труды Антоний избран был в разное время почетным членом Киевской и Московской духовных академий и Императорской Академии Наук.
"Прав. Собеседник" 1879 г., декабрь. — Архимандрит Сергий, "Архиепископ Антоний Казанский, биографический очерк, 3 части. — Дела архива Св. Синода.
{Половцов}
Антоний Амфитеатров
(Яков Гаврилович) — епископ Казанский и Свияжский.
Родился 15 октября 1815 года в г. Миасс (на Урале) в семье священника.
Первоначальное образование получил в Калужском духовном училище и семинарии, где в то время святительствовал его дядя, митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров; † 1857).
В 1835 году поступил в Киевскую духовную академию.
В 1839 году окончил академию со степенью магистра и определен бакалавром Киевской духовной академии.
12 сентября 1840 года пострижен в монашество; 14 сентября рукоположен во иеродиакона, а 15 сентября — во иеромонаха.
16 декабря 1840 года назначен ректором Киево-Софийского духовного училища.
С 19 июля 1841 года — инспектор и профессор Киевской духовной семинарии.
С 12 марта 1845 года — ректор той же семинарии.
16 апреля 1845 возведен в сан архимандрита.
11 февраля 1848 года назначен настоятелем Киево-Николаевского монастыря.
22 декабря 1848 года удостоился степени доктора богословия.
В 1848—1849 годах вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия и состоял членом Санкт-Петербургской духовной консистории.
С 10 января 1851 года — ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского Богоявленского монастыря.
30 марта 1858 года хиротонисан во епископа Чигиринского.
31 октября 1859 года переведен на Смоленскую кафедру.
С 9 ноября 1866 года — епископ Казанский и Свияжский.
16 апреля 1867 года возведен в сан архиепископа.
С 29 декабря 1876 года — почетный член Императорской Академии наук.
Скончался 8 ноября 1879 года. Погребен в Казанском кафедральном соборе, в Рождественском приделе. Это место погребения было им избрано еще при жизни.
Фамилия Амфитеатровых принадлежала той благословенной Богом семье, из которой в минувшем столетии вышли достойные представители Церкви и духовной науки. Во главе этой семьи и самой фамилии был высокопреосвященный Филарет, митрополит Киевский и Галицкий, которому Антоний приходился племянником ("дитя сердца его").
Преосвященный Антоний был одним из выдающихся русских архипастырей как по своим личным качествам и административной деятельности, так и по литературным трудам.
Как человек он отличался характером ровным, мягким, приветливым.
Как администратор — обладал способностью быстро ориентироваться в главных нуждах управляемых им епархий.
В Смоленской епархии он вскоре же по прибытии изыскал средства к улучшению материального положения учителей духовных училищ.
В Казани преосвященный Антоний много заботился о казанских учебных заведениях. Он обратил особое внимание на миссионерскую деятельность среди местного населения и раскольников и основал в епархии несколько миссионерских мужских и женских монастырей. Он привлекал нужных и способных людей для развития и улучшения преподавания в казанской центральной школе для крещеных в православие татар. С целью просвещения инородцев владыкой Антонием было учреждено братство святителя Гурия, архиепископа Казанского (память 20 июня/3 июля).
Преосвященный Антоний основал епархиальный печатный орган "Известия по Казанской епархии" для оживления деятельности духовенства и выяснения обстоятельств, нужд, задач и потребностей его.
Архиепископ Антоний был постоянным посетителем и щедрым благотворителем местных богаделен, больниц, тюрем, столовых и других общественных учреждений.
Преосвященный Антоний всем сердцем любил Киево-Печерскую лавру, знал поименно всех ее угодников и жития их, благоговейно чтил дни их памяти. Он любил сам совершать поминовение усопших. Вообще отличался беспримерным усердием к богослужению.
Архиепископ Антоний с почтительным благоговением относился к иконам. Особенно он почитал Богоматерь. У себя имел келейную икону "Нерукотворного Образа", подаренную митрополитом Филаретом, который открыл ему, что на сей иконе он не раз сподоблялся видения блистания какого-то неземного света, разливавшегося на пречистом лике Господа.
Будучи ревностным блюстителем иноческого устава и монастырского благочиния, преосвященный Антоний имел особое попечение о монастырях. Обозревая монастыри, он не оставлял без внимания братские кельи, посещал и трапезную, просфорные и другие помещения.
Преосвященный Антоний вел строгий, аскетический образ жизни, отличался твердостию духа, силой веры и глубоким убеждением в христианской истине, живой любовью к которой была наполнена его жизнь. Казанская паства признавала его за человека святой жизни.
При всех прочих замечательных чертах он был человеком честности неподкупной, любил трудиться и старался все, что требовалось для домашнего обихода, сделать своими руками.
Преосвященный Антоний вел и большую литературную работу. За свои богословские труды он был избран в разное время почетным членом Киевской и Московской духовных академий и Императорской Академии наук.
Труды:
Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви — 8-е изд. — Киев, 1862.
Пастырское богословие. — Киев, 1851, ч. 1. Беседа сельского священника к прихожанам. — СПб., 1852; Киев, 1856; 1866. Описание жизни Киево-Печерского старца иеромонаха Парфения // Церковные ведомости. — 1905, № 9, с. 369.
Последние часы жизни высокопреосвященного Филарета, митрополита Киевского // Церковные ведомости. — 1905, № 9, с. 369. Беседы об отношении Церкви к христианам. О должностях приходских священников // Смоленские епархиальные ведомости. — 1866, № 3. Собрание слов, говоренных в Киево-Печерской лавре. — Киев, 1859; Казань, 1859. Слова к смоленской пастве. — Казань, 1870. Письма архиепископа Казанского Антония к ректору Черниговской семинарии архимандриту Евгению (впоследствии епископу). — Чернигов, 1908.
Три тома образцовых проповедей и речей. Краткая исповедь отроков // Казанские епархиальные ведомости. — 1873. Устав женской общины // Казанские епархиальные ведомости. — 1877, № 22. Правила для училищ // Казанские епархиальные ведомости. — 1877, № 22. Речь при наречении во епископа // Известия по Казанской епархии. — 1878, № 8. Духовное завещание // Известия по Казанской епархии. — 1879, № 22.
Пастырское послание // Христианское чтение. — 1874, сентябрь.