Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - антоний архиепископ новгородский

Антоний архиепископ новгородский

— в последних годах XII или в первых XIII в. Происходил из знатного рода, пострижен в 1190-х гг. преподобным Варламом Хутынским, Будучи еще мирянином, как светский паломник, нося тогда имя Добрыни Андрейковича, отправился в Царьград и к Св. местам и оставил после себя весьма любопытные записки о своем путешествии. По возвращении выбран вместо изгнанного владыки Митрофана архиепископом Новгородским (1212); с 1219 г. по восстановлении предшественника удалился в Перемышль-Галицкий на епископство, в 1225 вновь восстановлен, в 1228 г. удалился на Хутынь, где † 8 окт. 1233 г. В своих записках он помещает все, "что поразило его любопытство"; в особенности же важно его описание Софийского собора и сокровищ, которые потом были расхищены крестоносцами. Сличение сказания Антония о Софийском храме с другими описаниями этого храма от времени взятия Константинополя латынянами и более раннего удостоверяет еще более его важность; из всех до сих пор найденных описаний этого знаменитого храма — после описаний Прокопия и Павла Силенциария — до разграбления его западными христианами одна только книга Константина Порфирородного, "Еθεσις της Вασιλειоςτάξεως", может сравниться с записками А. по богатству представленного в ней исторически-археологического материала. Существуют два списка этого путешествия: один в 1834 г. найден П. М. Строевым в сборнике XV-XVI в. и издан П. И. Савваитовым, второй же находится в сборнике XVII в., названном "Собранием древних рукописей" и принадлежащем копенгагенской библиотеке; он издан И. И. Срезневским в "Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестных памятниках" под заглавием "Сказание о Софийском храме Царя-града в XII в".

{Брокгауз}



Антоний, архиепископ Новгородский

(Добрыня Ядрейкович) — святитель, архиепископ Новгородский и Псковский.

† 1232, память 8 октября, 10 февраля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых.

Происходил из местных именитых людей.

В1201 году совершил паломничество в Константинополь. По возвращении в Новгород принял монашество в Хутынском монастыре.

В 1212 году избран новгородцами архиепископом и отправлен в Киев на посвящение.

В 1218 году переведен на Перемышльскую кафедру.

В 1225 году снова возвращен в Новгород.

В 1228 году по болезни оставил кафедру и удалился в Хутынский монастырь. По требованию новгородцев в этом же году снова возвращен на Новгородскую кафедру, немой и параличный.

В 1229 году уволен на покой.

Скончался 8 октября 1232 года. Погребен в притворе новгородского Софийского собора.

Основными качествами духовно-нравственного облика святителя Антония были следующие: благочестие, миротворчество, любовь к подвижникам благочестия и храмозданию, недоверию своему разуму, значительное для своего времени образование. Свидетельством последнего служило замечательное по обилию историко-археологического материала описание его путешествия в Константинополь, особенно описание Софийского собора и его сокровищ.

О благочестии святителя в литературе только упоминается, а в чем именно проявилось оно в деятельности епископа — неизвестно.

О его любви к храмозданию говорит тот факт, что первым делом его по приезде в Новгород была перестройка храма в честь преподобного Антония вместо палат своего предшественника. Кроме того им была построена церковь во имя святой великомученицы Варвары.

Наиболее ярко проявился в нем дух миротворчества. Время, в которое святительствовал преосвященный Антоний, было самым смутным временем для Новгорода, который колебался тогда между князьями Южной Руси и великим князем Владимирским. Частые смуты происходили и в самом Новгороде. В это-то время святитель и явил дух миротворчества. Он всеми силами стремился умиротворить враждующие стороны, чего, конечно, и достиг, хотя и с трудом.

О его любви к подвижникам благочестия и о недоверии своему разуму говорит тесная или, лучше сказать, духовная дружба с преподобным Варлаамом Хутынским (память 6/19 ноября), которого владыка Антоний часто посещал, долгое время проводил в беседах и почти ничего не делал без его совета.

К местному почитанию архиепископ Антоний был причислен, вероятно в 1439 году, когда Новгородский святитель Евфимий установил празднование новгородским князьям и святителям, погребенным в Софийском соборе. Местная канонизация была подтверждена включением имени архиепископа Антония в Собор Новгородских святых, установленный 10 июля 1981 года по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова).

Труды:

Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиепископа Новгородского, в 1200 г. // Под ред. X. М. Лопарева // Православный палестинский сборник. — СПб., 1899, вып. 51, с. 1—39, 71—94.

Литература:

Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. — Новгород, 1891, с. 116. Порфирьев И. Я. История русской словесности: в 2 т. — Казань, 1870—1891, т. 1, с. 391—392. Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. — М., 1862, с. 36. Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. — 3-е изд. — Новгород, 1902, с. 92. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 1, с. 597, 599.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 34.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1406. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. — СПб., 1889—1904, т. 1, с. 636—637. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 40.

Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. — М., 1914, т. 1, с. 38. Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1863, тт. 1, 3, 4, 5, 7 (по указат., с. 36). Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 188.

Православный собеседник. — Казань, 1891, т. 4, с. 56.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. — СПб., 1900— 1905, т. 1, с. 705.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 2, с. 858. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 2, с. 214.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 18.



Антоний, архиепископ Новгородский

(в миру Добрыня Андрейкович или Ядрейкович) — род. в 12 в., ум. в 1233. В 1212 был избран архиепископом Новгородским, являлся ставленником демократической партии, захватившей в Новгороде власть в 1209—10. В 1218 был устранен от кафедры, вновь получил ее в 1228. Еще будучи мирянином, в начале 13 в. отправился в Царьград и оставил любопытные записки о своем путешествии, особо ценные подробным описанием Софийского собора до его разгрома крестоносцами.

Лит.: Лопарев, X. М., "Книга Паломник. Сказание мест святых во Цареграде, Антония архиеп. новгородского в 1200 г.", СПб, 1899 ("Прав. Палест. Сборник", т. XVII, в. 3, стр. 14—111).

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое антоний архиепископ новгородский
Значение слова антоний архиепископ новгородский
Что означает антоний архиепископ новгородский
Толкование слова антоний архиепископ новгородский
Определение термина антоний архиепископ новгородский
antoniy arhiepiskop novgorodskiy это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):