Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - антоний преподобный печерский

Антоний преподобный печерский

(в миру назывался Антипой)основатель русского монашества, род. в 983 г. в м. Любиче, недалеко от Чернигова; преставился 7-го мая 1073 г. Воспитанный в набожно-благочестивой семье и ознакомившись по рассказам с подвигами иноков и пустынножителей Востока, впечатлительный юноша и сам стал стремиться к созерцательно-подвижнической жизни, для чего и вырыл себе пещеру, думая в ней отдаться подвигам аскетизма. Но скоро он убедился, что без опытного руководства ему не справиться с своею задачею и в нем созрело намерение проникнуть в далекие и славные обители Востока, чтобы видеть ее обитателей и подражанием им достигнуть предположенной высокой цели. Путешествуя по Греции, Антипа скоро достиг св. Афонской горы, ознакомившись с подвижниками которой, решился принять монашество и навсегда там поселиться. Ведя строго отшельнический образ жизни в пещере близ монастыря Есфигмена под руководством игумена Феоктиста, Антоний оказал такие быстрые успехи в духовной жизни, что возбудил удивление даже среди старых афонских монахов, и его руководитель сказал ему: "Господь укрепил тебя в святых подвигах; пора тебе и других руководить в святой жизни; возвратись же в свою русскую землю и да будет там благословение св. Афонской горы: от тебя произойдет множество черноризцев". Антоний повиновался и отправился в Киев, где уже были монастыри. Но, обойдя их, он нигде не нашел того строя жизни, к какому привык на Афоне, и потому решился жить одиноко. С этою целью он отыскал близ Киева на одном днепровском холме, покрытом дремучим лесом, пещеру, вырытую, по преданию, священником ближайшей к этому месту Берестовской церкви Иларионом, сделавшимся в 1051 году киевским митрополитом. Поселившись в этой пещере, Антоний проводил, по афонскому примеру, все время в молитве, посте, трудах и бдении. Скоро весть о небывалом подвижнике разнеслась по окрестностям и стала привлекать к нему сперва из ближайших, а потом и из дальних селений благочестивых людей. Кто приходил за благословением, кто за советом, кто приносил ему от своих избытков, а преподобный раздавал это неимущим. Некоторые из приходивших решались и совсем остаться со строгим подвижником. Первым поселился иеромонах Никон; в 1032 г. пришел Феодосий. Приходивших Никон постригал по поручению Антония в монашество. Иноки соединенными силами вывели под землею общий для всех длинный ход, а по сторонам его выкопали каждый для себя небольшую келью, в которой можно было только стать да сесть. Из пещеры же была устроена церковь и трапеза. Жизнь была здесь строгая. Питались отшельники одним хлебом и только в субботу и воскресенье, да по большим праздникам давался вареный горох. Каждый должен был заработать свой хлеб. В подземных пещерах, при скудном освещении возносилась к небесам неустанная молитва за полуязыческую тогда еще Русь, для христианского просвещения и возрождения которой требовались именно такие доблестные в духовно-нравственном отношении витязи. Многолюдство скоро сделалось тягостным для Антония и он, поставив игуменом для братии Варлаама, сам удалился в другую пещеру, на расстоянии 100 саженей от первой и известной ныне под названием ближней. Но вскоре и здесь стали селиться люди, стремившиеся за благословением и наставлением Антония. Когда число приходящих увеличилось настолько, что пещерная церковь не могла их вмещать, решено было выстроить на горе монастырь и деревянную церковь во имя Успения Богородицы. Князь Изяслав пожертвовал инокам поверхность горы, в пещерах которой они жили, и там возник Печерский монастырь. По его примеру, стали устраивать монастыри князья, бояре и богатые люди. "Много монастырей, — пишет преп. Нестор, — от князей, от бояр и от богатства, но не таковы они, каковы поставленные слезами, пощением и молитвою. Антоний не имел ни золота, ни серебра, а все стяжал слезами и постом". И действительно, беднейший тогда Печерский монастырь сияет теперь на всю Россию, а от многих тогдашних богатых монастырей не осталось и следа. Вследствие удельных княжеских междоусобиц преп. Антонию пришлось оставить Киев и поселиться около Чернигова, где тоже скоро возник монастырь. Но князь киевский Изяслав упросил преподобного переселиться в Печерский монастырь, где он и скончался на 90 году от рождения. Память его празднуется 10-го июля.

Патерик печерский. — Казанский "История русского монашества". — Макарий "История русской церкви", II, стр. 31—41. — Филарет, "Русские святые" т. II, стр. 66. — "Полн. Собр. Рус. Лет.", тома I, II, III, IV и V (по указателю). — "Словарь историч. о святых", стр. 24—26. — "Источник русской агиографии", стр. 47—48. — "Святая Русь", стр. 8.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое антоний преподобный печерский
Значение слова антоний преподобный печерский
Что означает антоний преподобный печерский
Толкование слова антоний преподобный печерский
Определение термина антоний преподобный печерский
antoniy prepodobnyy pecherskiy это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):