Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - антоний смирницкий

Антоний смирницкий

(до пострижения Авраамий Гаврилович)архиепископ воронежский, род. 29-го октября 1773 г. в с. Рутки, Полтавской губ., где отец его был протоиереем, ум. 20-го декабря 1846 г. Высшее богословское образование получил в Киевской духовной академии. По окончании курса, он хотел принять место полкового священника, но, не получив на это благословения киевского митрополита Самуила, сказавшего на смертном одре, что "Смирницкому другие пути назначены", юный богослов, 27-го февраля 1797 г., принял монашество и поселился в Киево-Печерской лавре, где ему поручили заведовать сперва лаврскою библиотекою, а потом и лаврскою типографиею. С первых дней иночества Антоний отдался подвигам воздержания, молитвы и смирения; имущества никакого не имел, носил грубую власяницу, все получаемое раздавал нищим. Все это снискало ему глубокое уважение и обширную известность. В 1799 г. Антоний возведен был в сан иеромонаха, а в 1817 — архимандрита и наместника лавры. 31-го января 1826 года он хиротонисан во епископа воронежского, где тоже вскоре приобрел необычайную любовь и уважение. Воронежская паства благоговела пред своим архиереем, пред его святою, истинно подвижническою жизнью. В Воронеж приходили издалека, чтобы принять благословение Антония и выслушать его совет. Кто не мог сделать этого лично, обращался письменно и никто не оставался без ответа и назидания. Его смирение было необычайно: "много лет я прожил, — обыкновенно говаривал он, — а добрых дел нет". Если кто его хвалил, то Антоний всегда замечал только: "он еще не все знает мои слабости и недостатки". 6-го августа 1832 г. он сподобился открыть мощи святителя Митрофана Воронежского и затем был возведен в сан архиепископа (6 декабря). На смертном одре Антоний продиктовал замечательное по своему характеру духовное завещание.

Несколько слов его напечатаны в "Христ. Чтении" (1837 г., IV, 1847 г., IV и 1848 г., I). Кроме того, восемь слов Антония помещены в биографии его, составленной Н. М. Савостьяновым 1852 г. Существует еще другая его биография, под заглавием: "Преосвященный Антоний, архиепископ воронежский", составленная протоиереем Некрасовым (Воронеж, 1890 г.).

{Половцов}



Антоний Смирницкий

(в миру Авраамий Гаврилович, 1773—1846) — архиепископ воронежский; образование получил в Киевской дух. академии. Некоторые его слова напечатаны в "Христ. Чтении" 1837, 1847 и 1848 гг.

См. "Преосвященный А., архиепископ воронежский и задонский" (2 изд., Воронеж, 1892).

{Брокгауз}



Антоний Смирницкий

(Авраамий Гаврилович) — архиепископ Воронежский и Задонский.

Родился 29 октября 1773 года в селе Повстин Пирятинского уезда Полтавской губернии в семье священника.

Начальное обучение Авраамий получил дома, первым педагогом его был родной отец. С самого раннего детства Авраамий воспитывался в духе благочестия, очень любил посещать церковные службы. Однажды ночью (под Новый год), догоняя отца, ушедшего в церковь, Авраамий попал в прорубь и чуть не утонул. Но Господь спас Своего избранника. В это время мимо ехали крестьяне на лошади. Лошадь, испугавшись барахтавшегося в воде мальчика, шарахнулась в сторону, благодаря этому крестьяне заметили его, вытащили из проруби и привезли к матери.

В 1783 году Авраамий поступил в Киевское духовное училище. Хорошо подготовленный дома, он учился примерно, отличался тихим и кротким нравом, за что и получил свою фамилию Смирницкий.

После окончания училища Авраамий поступил в Киевскую духовную академию.

В 1796 году академия была окончена и перед Авраамием встал вопрос о выборе дальнейшего пути. Он долго колебался, не решаясь принять монашество, жаль было расставаться с миром.

Решение о поступлении в монашество было принято Авраамием после прочтения им книги Ефрема Сирина о Страшном суде.

Подав прошение митрополиту Иерофею о пострижении его в монашество, Авраамий отказался от предложенной ему должности учителя риторики и изъявил желание поступить в число братии в лавру. Прошение Авраамия было принято, и с этого времени началось служение его в лавре.

21 февраля 1797 года он был пострижен в монашество с именем Антония в честь преподобного Антония Печерского. Через неделю инок Антоний был рукоположен во иеродиакона, а 20 ноября 1799 года — во иеромонаха.

С первых же дней иночества Антоний отдавался подвигам воздержания, молитвы и смирения. Его смирение было необычайно: "Много лет я прожил, — обыкновенно говаривал он, — а добрых дел нет". Если кто хвалил его, он всегда замечал: "Он еще не все знает мои слабости и недостатки".

Иеромонах Антоний выполнял все поручаемое при очередном богослужении в храме (пел, читал, произносил проповеди), а с 1808 года заведовал лаврской типографией.

Личная жизнь иеромонаха Антония отличалась большой строгостью в выполнении монашеских правил.

20 сентября 1814 года он был назначен начальником Ближних пещер. Посещая пещеры для наблюдения за порядком, он и сам мечтал о полном уединении, ему хотелось угодить Богу, отказавшись от всего мирского, тленного и всякой суетной славы и почести.

Иеромонах Антоний подал прошение о посвящении его в схиму, но в этом ему было отказано, т. к. другой путь был уготован ему свыше.

2 января 1815 года отец Антоний был назначен наместником Киево-Печерской лавры. Он не возгордился своим новым назначением, но считал его побуждением к дальнейшему духовному совершенству. Еще больше внимания стал уделять отец Антоний церковному богослужению, еще строже стала его монашеская жизнь. Не давал он послабления себе и в бытовых делах лавры, являясь во всем примером для братии. Он был редким начальником для иноков, вел их просто, духовно, молясь за каждого, руководя ими по Божиему указанию, и тогда же стало заметно, что Господь дал ему дар прозорливости.

Он не оставлял без внимания и богомольцев, посещавших лавру. До вечерни его келья была открыта для всех, и всем приходившим к нему он уделял внимание, поучая их в истинах православной веры и доброй христианской жизни.

10 июля 1817 года наместник Киево-Печерской лавры иеромонах Антоний был возведен в сан архимандрита, в каковом звании он трудился в течение 8 лет, отличаясь необыкновенной преданностью делу, на которое себя посвятил. Особенное внимание он уделял богослужениям. Совершал их с благоговением, без излишней поспешности. Однажды лавру посетил император Александр I со своим хором. По желанию императора литургию служил наместник лавры Антоний, а пели придворные певчие. После литургии государь спросил Антония, хорошо ли пели его певчие. "Скоропоспешно, — ответил Антоний, — так что я затруднялся в чтении молитв". "Люди дорожные", — оправдывался государь. "Дело Божие, — сказал набожный и прямодушный наместник, — должно делать в надлежащем порядке".

Незадолго до получения архиерейского сана Антоний получил откровение свыше. Отслужив утреню, он сидел в своей келье и читал книгу. Часов в 8 или 9 утра отворилась дверь, вошла великолепно одетая, в бриллиантах, царица и сказала ему: "Отец Антоний, идите за мной". Она привела его в церковь. Войдя, они стали против аналоя, и царица приказала священнику венчать отца Антония, сама же взяла его за руку и водила вокруг аналоя. Затем они вернулись в дом наместника, где его поздравляли. Потом царица повела его в другую комнату. Там фрейлины держали большую, во всю залу, вощанку (вощеную ткань, бумагу — прим. ред.), которая была ветха и совсем худая. Царица сказала: "Видишь, что она худая, так следует тебе оную исправить заново". После того она уехала. Очнувшись, Антоний рассказал видение своему духовнику подвижнику схимонаху Вассиану. "И он мне на оное сказал, — рассказывал Антоний, — это к тебе приходила Царица Небесная, а что повенчан ты с Нею браком, то значит — благословение на тебе Божие, и будешь ты архиереем, и дана будет тебе худая епархия, которую ты должен исправить непременно, что означала большая ветхая вощанка".

Это было за полгода до назначения его во епископа.

31 января 1826 года архимандрит Антоний был хиротонисан в лавре во епископа Воронежского. И в епископском сане он остался таким же смиренным, как и прежде. Уезжая из Киева в свою епархию, он говорил: "Не надеюсь на свои силы. Там есть два великих святителя Христовых: Митрофан и Тихон. На них я уповаю. Они меня подкрепят и помогут мне".

Новый епископ торжественно был встречен в Воронеже. При первой же его литургии паства заметила на лице своего епископа какое-то неземное сияние — знамение благодати Божией.

Воронежская епархия была тогда очень обширна, включала в себя всю Донскую область, но оказалась очень неблагоустроенной. Преосвященному Антонию пришлось там много поработать.

Первой заботой епископа Антония на новом поприще было благоустройство храмов. Так его стараниями прежде всего был капитально отремонтирован кафедральный Благовещенский собор — место упокоения святителя Митрофана. Затем были отремонтированы, восстановлены и перестроены и другие храмы, а также различные церковные здания.

Много уделял внимания преосвященный Антоний составу служителей храма и их благочестию.

Венцом благолепия и благоустройства храмов было само служение епископа Антония. Сохранился ряд восторженных отзывов о торжественности и благоговейности служения преосвященного. Оно производило на молящихся сильное действие, так что, стоя в церкви, они невольно забывали все земное и сосредоточивались на совершении Божественной службы. Действие благодати Божией при служении Антония ощущалось всеми присутствовавшими. Вот что рассказал об одной пасхальной литургии преосвященного Антония помещик Симбирской губернии Н, А. Мотовилов, известный как человек, близкий преподобному Серафиму.

"Я с умилением и ужасом видел архипастыря, окруженным светом немерцающего сияния, а когда владыка выходил из алтаря благословлять народ и произносил молитву о вышнем благословении насажденного Господнею Десницею винограда, видел пламень, выходящий из уст владыки Антония в виде огненного языка, устремляющегося на служащих и на молящихся и окутывающего каждого из них своим неизреченным светом. Прикосновения этого дивного пламени удостаивались не все. Некоторые, до которых пламень касался, светлели и начинали сиять тем же светом, что и владыка, других же этот Божественный пламень обходил, и они чернели, как уголь. В числе сослужащих был один протоиерей, который весь был опоясан, как свивальниками (длинными узкими полосами ткани для обвивания младенца поверх пеленок — прим. ред.), черными полосами. Вид его был как зебра. Впоследствии этот протоиерей был изобличен в каких-то дурных деяниях и извергнут из сана".

Сослужащие епископу Антонию чувствовали особенное благоговение и некий священный страх.

Торжественности служения способствовал и замечательный хор кафедрального собора. Епископ Антоний был любитель хорошего церковного пения.

Ни одной службы в храме не проходило без проповеди. Часто архипастырь говорил сам или священники по его назначению. После литургии начинался прием посетителей, двери покоя епископа Антония были открыты для всех, и всех он принимал с одинаковым вниманием.

Он заботился о благоговейном воспитании своей паствы и призывал к этому всех священников.

В 1829 году преосвященный Антоний предпринял первое обозрение своей епархии. Он пробыл в поездке 24 дня и при этом сам отслужил 22 литургии.

В 1831 году Воронежскую губернию постигла страшная болезнь — холера. Люди умирали сотнями, народ был в панике. В борьбу с этой болезнью мужественно вступил кроткий и слабый с виду епископ Антоний. Он сам обходил все дома и улицы, совершая крестные ходы, окропляя дома святой водой, наложил 3-х дневный пост, призвал всех к покаянию. Все это укрепило в людях веру в свое спасение, и паника прекратилась.

В 1832 году совершилось открытие мощей Воронежского святителя Митрофана (память 7/20 августа, 23 ноября/6 декабря). Это событие явилось венцом славы праведной жизни епископа Антония.

Еще до открытия мощей святителя Митрофана многие хотели иметь изображение его, желал этого и преосвященный Антоний. Он просил губернского секретаря, художника по призванию, Шевцова снять копию с имевшегося старинного портрета святителя. Но ввиду большой ветхости портрета Шевцов не смог воспроизвести образ. Тогда епископ Антоний сказал ему: "Ты будешь видеть святителя наяву или во сне". На следующую же ночь Шевцову во сне явился старец, в котором он признал святителя Митрофана. Лик его так запомнился ему, что Шевцов без труда написал образ святителя.

Прежде чем получить разрешение Святейшего Синода на открытие мощей святителя Митрофана, епископ Антоний много ночей молился пред его могилой. Он надеялся и чувствовал, что будет благодать в Воронеже. В этой надежде укреплял его и современный ему подвижник, ныне прославленный преподобный Серафим Саровский. Он поздравлял епископа Антония с открытием святых мощей угодника Божия Митрофана еще задолго до их открытия.

Поэтому, когда 7 августа 1832 года совершилось торжественное открытие мощей святителя Митрофана, радости епископа Антония и радости народной не было конца.

6 декабря 1832 года он был возведен в сан архиепископа.

С первых дней службы в Воронеже у преосвященного Антония зародилась мысль об основании при своей кафедре нового монастыря. Эта мысль осуществилась после открытия мощей святителя Митрофана.

В честь этого угодника Божия в Воронеже 1 сентября 1836 года при Благовещенском соборе был открыт мужской первоклассный монастырь.

Архиепископ Антоний горячо чтил святителя Митрофана и называл себя служкой его. При преосвященном Антонии написано и житие святителя Митрофана, и акафист ему благочестивым князем С. А. Ширинским-Шихматовым (в постриге иеромонах Аникита).

Со времени открытия мощей святителя Митрофана между архиепископом Антонием и святителем установилась духовная связь.

Когда архиепископа Антония стала настойчиво преследовать мысль оставить епархию, удалиться от славы и конец жизни провести в Киево-Печерской лавре, святитель Митрофан в видении сказал ему: "Напрасно ты так думаешь, ошибаешься ты. Епископство есть сораспятие Христу на кресте. А с креста не сходят, а возносятся и снимаются. Видит Господь твой труд и помогает тебе. И трудное, непривычное дело с Его помощью ты сделаешь. Ты хочешь удалиться, уйти на покой в Киев. А когда ты там будешь оставлен только своим силам, что ты будешь делать? Немощи с тобой будут те же, а Помоществующего не будет; надеешься ли ты на свои силы?"

"Да, я думал Бога ради это сделать, — тихо сказал Антоний, — лучше пещись о душе своей, нежели по неспособности своей не удовлетворять нуждам паствы моей".

"Если Бога ради думаешь делать, то передай дело свое Богу. Когда найдет Бог тебя неспособным, то Сам и повелит снять тебя со креста. И ты будешь в мире, что не своя, а Божия исполнилась с тобою воля".

С этих пор архиепископ Антоний отложил мысль о покое и предал себя воле Божией.

За период своего архипастырского служения в Воронеже преосвященный Антоний снискал к себе всеобщую любовь и уважение.

Современное ему духовенство благоговело перед ним. Он никогда не злоупотреблял своей властью, был снисходителен к людям. Многие дела он решал, по возможности, сразу при просителях, не заводя никакой переписки. Если кто-нибудь обращался к нему с жалобой на другого, то владыка Антоний старался поговорить с жалобщиком, а затем и с тем, на кого жаловались, так что каждый из них понимал свои ошибки и старался исправиться по отношению к другому. Так и во всех других вопросах он старался примирить людей и исправить их. Он не любил наказывать за проступки, зная, что наказание иногда не исправляет, а ожесточает человека. Главным средством архиепископа Антония было наставление, вразумление и увещевание.

Со словами вразумления преосвященный Антоний при всяком удобном случае обращался к своим сотрудникам — пастырям церкви. Особенно поучал архиепископ тех, которых сам посвящал, призывая их быть примером для своих пасомых. Строго внушал он молодым священникам, окончившим семинарию, не искать преимуществ перед старшими священниками. Его наставления приносили добрые плоды.

Не меньшую заботу проявил архиепископ Антоний и о своей пастве. Принимая всех со вниманием, он каждому мог сказать нужное слово и подать добрый совет, и все уходили от него утешенными и ободренными.

Большую любовь и милосердие проявил Воронежский архиепископ ко всем нуждающимся в помощи. Он был одним из самых деятельных членов Воронежского попечительного комитета о бедных, часто сам от неизвестных благотворителей вносил по 300— 500 рублей и призывал к пожертвованиям других.

Его покои всегда были полны бедными. К нему собирались ежедневно к обеденному времени странники, вдовы, сироты, калеки. И все получали от него какое-нибудь подаяние. Помощь архиепископа Антония нуждающимся была очень многообразна и неистощима.

Щедрые пожертвования посылал преосвященный Антоний и в святые места: в Иерусалим, на Афон, на Синайскую гору.

На Афоне по поручению и благословению преосвященного Антония иеромонахом Аникитой (Ширинским-Шихматовым) был основан храм во имя святителя Митрофана.

Не оставлял без внимания архиепископ Антоний и учебных заведений епархии — как духовных, так и светских. Он помогал им материально. Иногда присутствовал на экзаменах, на которых в первую очередь обращал внимание на подготовленность воспитанников по богословским предметам.

Служение архиепископа Антония на Воронежской кафедре продолжалось в течение 20 лет. За этот продолжительный период времени он много сделал для своей епархии доброго и полезного и завоевал всеобщую любовь и уважение. Это был "муж в добродетели дивный", как говорил о нем наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний. Архиепископ Антоний сиял на кафедре красотой безупречной жизни и дарами Святого Духа. Постоянно творил Иисусову молитву. Никто не видел, чтобы он когда-нибудь смеялся. Имел дар умиления и дар слез. На нем видимо почивал Дух Святый, прославивший его необыкновенными дарами благодати Божией — даром чудес, исцеления и прозрения будущего, даром проникать в глубину человеческого сердца и в сокровенные изгибы его.

Среди множества печатных сообщений об архиепископе Антонии были и такие, которые пытались опорочить его, выставить его очень хитрым, даже "замечательным по своей хитрости". Так характеризует его журнал "Русский архив". В качестве примера там приводится эпизод, когда архиепископ Антоний просил назначить ему викария. Был назначен епископ Иринарх, которого преосвященный Антоний оценил очень высоко. Благодаря за скорое исполнение его просьбы, он писал, что "присланный епископ так отличен по достоинствам своим, что приличнее мне быть у него викарием, чем ему у меня". После этого епископ Иринарх был переведен на самостоятельную кафедру, а викарием назначили бывшего ректора Воронежской духовной семинарии.

Для беспристрастного взгляда этот случай только лишний раз подчеркивает смирение архиепископа, а журнал "Русский архив" безапелляционно комментирует его как факт, порочащий преосвященного Антония: "хитрый старик скоро заметил, что викарий сей скоро усилится, почему и ходатайствовал о перемене его".

Далее он рассуждает: "Преосвященного Антония разумеют везде за весьма хорошего человека; надобно полагать, что он таков и есть. Впрочем, в разговорах и сношениях с ним заметна еще только ловкость, свойственная малороссиянам. Он со всеми обходителен, принимает и выслушивает людей всякого звания и состояния, помогает бедным и по наружним действиям его нельзя ни в чем опорочить".

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое антоний смирницкий
Значение слова антоний смирницкий
Что означает антоний смирницкий
Толкование слова антоний смирницкий
Определение термина антоний смирницкий
antoniy smirnickiy это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):