Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - антоновский александр петрович

Антоновский александр петрович

— певец (бас); род. в 1864 г.; музыкальное образование получил в Московской консерватории. В 1886 г. дебютировал на сцене Большого московского театра в роли мельника в "Русалке". Пел на частных сценах Киева, Харькова, Одессы и Москвы, а с 1900 г. поет в С.-Петерб. Мариинском театре.

{Брокгауз}



Антоновский, Александр Петрович

— певец (бас), род. в 1864 в Кишиневе; музыкальное образование получил в Московской консерватории, где учился пению у Гальвани. В 1886 А. дебютировал на сцене Большого Московского театра в роли мельника в "Русалке", после чего прослужил на этой сцене 4 года. Затем А. пел на частных сценах Киева, Харькова, Одессы и Москвы, а с 1900 состоит на службе в СПб. Мариинском театре.

(В.)

{Риман}



Антоновский, Александр Петрович

[22.8 (3.9).1863 (по уточненным данным), Кишинев — 13.3.1939, там же] — арт. оперы (бас-профундо), камерный певец и педагог. Род. в семье коллежского советника, учился в Кишинев. гимназии. Там же пел в хоре, где обратили на себя внимание звучным красивым голосом. В 1882—86 обучался пению в Моск. конс. (кл. Дж. Гальвани, сцен. мастерство изучал под рук. И. Самарина, затем И. Булдина), В студенческие годы принимал участие во многих концертах (11 марта 1886 исп. арию Зарастро п/у С. Танеева, 30 марта — произв. А. Рубинштейна, Ф. Шопена и А. Понкьелли на лит.-вокальном вечере в т-ре Ф. Корша). В 1886—90 солист моск. Большого т-ра (дебютировал в партии Мельника — "Русалка" А. Даргомыжского), затем пел в Киеве в Рус. оперном товариществе под упр. И. Прянишникова, в составе к-рого гастролировал в Москве (1892). В марте 1891 выступил в партиях Сусанина ("Жизнь за царя" М. Глинки) и Мельника на сцене петерб. Мариинского т-ра, где в 1900—1902 был солистом. В 1892—1900 попеременно выступал в различных частных т-рах — в Одессе (до 1894 и в 1899), Харькове (с 1894, антр. А. Церетели; с этой труппой гастролировал в Киеве, Одессе и Петербурге), в 1902—1910 — петерб. "Новой опере". Обладал мощным гибким голосом "бархатного" тембра и обширного диапазона (от до большой до фа-диез 1-й октавы), владел безупречной интонацией. Отличался актер. темпераментом. Репертуар А. включал ок. 50 партий. С одинаковым успехом выступал в драм. и комич. партиях, создав галерею разнохарактерных образов.

1-й исп. партий: Пана воеводы ("Пан воевода"), Боярина ("В грозу"), Оливье ("Мария Бургундская"); в Москве — Гудала ("Тамара"), Головы ("Майская ночь"); в Москве, Киеве, Харькове — Кончака ("Князь Игорь"); в Харькове — Мефистофеля ("Мефистофель"); в Харькове и в Мариинском т-ре — Варяжского гостя ("Садко"); в Мариинском т-ре — Малюты Скуратова ("Царская невеста"). Лучшие партии: Сусанин ("Жизнь за царя"), Руслан, Фарлаф, Еремка, Олоферн, Гремин; Сен-Бри, Бертрам ("Роберт-Дьявол"; один из лучших исп. на рус. сцене). С большим успехом выступал на сцене Мариинского т-ра в вагнеровском репертуаре — Вотан ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид"), Фарнер ("Зигфрид"), Хундинг. Др. партии: Пимен, Владимир Галицкий, Старик-странник; Бартоло ("Свадьба Фигаро"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Мефистофель ("Фауст"), Марсель ("Гугеноты"), Каспар, Куно, Рамфис, Генрих-Птицелов, Битерольф. Партнеры: О. Баронат, П. Борисов, С. Гладкая, И. Ершов, А. Мазини, И. Прянишников, Т. Руффо, М. Славина, Н. Фриде, Е. Цветкова, М. Черкасская. Пел п/у У. Авранека, Ф. Блуменфельда, Э. Направника, В. Сука, П. Чайковского, Н. Эммануэля.

Гастролировал по России как камерный певец, знакомя слушателей с произв. рус. и зарубеж. композиторов. Среди лучших в камерном репертуаре — романсы М. Глинки "Ночной смотр", А. Даргомыжского "Элегия", А. Рубинштейна "Баллада", "Узник" и особенно П. Чайковского — "Подвиг", "Средь шумного бала", "Благословляю вас, леса", "Ни слова, о друг мой", "Серенада Дон Жуана", к-рые он пел в Киеве (1891) и Одессе (1893) п/у автора.

Талант певца высоко ценили П. Чайковский, А. Островский, А. Чехов.

Оставив оперную сцену в 43 года, А. возвратился в Кишинев. где давал бесплатные уроки пения. С 1921 директор Кишинев. конс., одновременно вел кл. пения. Ученики: Л. Боксан, Н. Дидученко, П. Кэлдэрару, В. Семин, Е. Уреке, Т. Чебан.

Лит.: Божеpянов И. H., Kapпов Н. И. Иллюстративная история русского театра XIX века. Т. 1—2. — СПб., 1903—1904. С. 35—36; Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 124— 127; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 16; Боголюбов H. H. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 36; Музыкальное наследство. — М., 1970. Т. 3. С. 339, 340, 346; Чайковский Г. Знаменитые певцы Молдавии. — Кишинев. 1975; Котляров Б. Из истории музыкальных связей Молдавии, Украины и России. — Кишинев. 1982. С. 147—148; Арабаджиу Р. Незавершенная мелодия: Страницы творчества А. П. Антоновского. — Кишинев. 1983; Скиталец С. Воспоминания. — ЦГАЛИ, ф. 484, оп. 3, ед. хр. 9, л. 15.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое антоновский александр петрович
Значение слова антоновский александр петрович
Что означает антоновский александр петрович
Толкование слова антоновский александр петрович
Определение термина антоновский александр петрович
antonovskiy aleksandr petrovich это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):