Большая биографическая энциклопедия - арди николай иванович
Арди николай иванович
(Арди — псевдоним, настоящая фамилия его была Нечаев) — драматический артист с.-петербургских императорских театров, род. в 1834 г.. ум. в С.-Петербурге 10-го апреля 1890 г. На театральных подмостках стал выступать с 1855 г. и в течение 16 лет играл на лучших провинциальных сценах: Харькова, Одессы, Казани и др., преимущественно опереточные и водевильные роли с пением. Составив себе имя, Арди приехал в С.-Петербург; здесь он играл сначала на сцене "Благородного собрания", а затем, 22-го ноября 1871 г., дебютировал на Александринской сцене в оперетке "Птички певчие", в роли Пикилло. Недурной тенор его, развязность и уменье держать себя на сцене, сразу расположили к нему публику, и дебютант был принят на императорскую сцену на первые роли в оперетках и водевилях: Парис в "Прекрасной Елене", Пулярдо в "Зеленом Острове", Шикар в "Парижской жизни", Пигмальон в "Прекрасной Галатее", Шварц в оперетке "Дядя Беккер подшутил" и многие др. Из водевилей с пением и небольших комедий особенно удавались ему: "простушка и воспитанная" (Емеля), "Званый вечер с итальянцами" (Грибков), "Макар Алексеевич Губкин" (Губкин), "Налетел с ковшом на брагу" (Вострушкин), "Лев Гурыч Синичкин" (Борзиков), "Через край" (Мухин) и др. Не ограничиваясь опереткой и легкой комедией, Арди, с первых же шагов своих на императорской сцене, стал выступать и в серьезной комедии, обнаружив недюжинный комический талант. Первые роли он сыграл: Бородкина ("Не в свои сани не садись") и Разлюляева ("Бедность не порок"). С прекращением же оперетки Арди окончательно перешел на бытовые комические роли, преимущественно репертуара Островского, и вскоре сделался незаменимым актером для изображения разбитных военных писарей, подкутивших купчиков, пьяненьких мужичков и проч. За время служения своего на сцене, Арди переиграл до 120-ти ролей; из них наиболее удачные в следующих пьесах: "Свои люди сочтемся" (Подхалюзин), "Богатые невесты" (Пирамидалов), "Свадьба Кречинского" (Щебнев), "Горькая Судьбина" (Никон), "Женитьба Белугина" (Сыромятов), "Лес" (Петр, затем Счастливцев), "На бойком месте"(Непутевый), "На пороге к делу" (Тесов), "Ревизор" (Бобчинский), "Недоросль" (Кутейкин), "Нищие духом" (Сиводушин), "Завтрак у предводителя" (Мирволин), "Сидоркино дело" (Сидорка), "Жених из ножовой линии" (Мордоплюев) и др. Кроме того, Арди выступал вместе с куплетистом И. И. Moнаховым в концертах, в качестве певца русских песен, и имел большой успех. В 1877 г. Арди, не поладив с театральной дирекцией, покинул императорскую сцену и уехал гастролировать в провинцию, но в 1878 г., по приезде в Петербург, был снова принят в труппу Александринского театра, где и оставался до самой кончины. В декабре 1880 г. Арди скромно праздновал свой 25-летний юбилей служения искусству.
А. Соколов. "Театральный альманах на 1875 год", СПб., 1875, стр. 132, 133, 135. — Вольф, "Хроника петербургских театров" ч. III, стр. 49, 51, 59 и 73. — "Нива" 1890 г. № 20, 19-го мая. — "Новое Время" 1890 г. № 5069, 11-го апреля. — "Пет. Газета" 1890 г. № 97, 11-го апреля, стр. 3.
{Половцов}
Арди, Николай Иванович
— артист императорских театров, обладавший довольно серьезным комическим талантом; род. 1834, 16 лет играл на провинциальных сценах Харькова, Одессы и Казани и составил себе большую известность. Обладая недурным tenorino, дебютировал в Петербурге в "Птичках певчих", имел успех, но вскоре перешел на бытовые роли, преимущественно репертуара Островского, в Александринский театр. Имел большой успех в комедии "Лес" (Аркадий Счастливцев), "Бедность не порок" (Разлюляев) и во многих др.; † 10 апр. 1890.
{Брокгауз}
Большая биографическая энциклопедия
2009