Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - аронсон наум львович

Аронсон наум львович

— скульптор; род. в 1872 г. в Креславке, в хасидской семье, занимавшейся торговлей деревенскими продуктами. А. получил обычное первоначальное религиозное воспитание в хедере. 15—17 лет от роду А. очутился в Вильне, где, терпя острую нужду, посещал рисовальную школу. По совету заведующего школой А. занялся скульптурой, и стека оказалась ему более на руку, чем карандаш. Достигши достаточной техники по лепке и рисунку, А. сделал бюст попечителя Виленского учебного округа, Сергиевского, который впоследствии и хлопотал о принятии А. в Академию художеств, но безуспешно, так как А. не имел необходимого общеобразовательного ценза, a положение вольнослушателя было для евреев весьма стеснительно, порой же невозможно в силу законов о праве жительства. Без средств и без знания французского языка А. уехал в Париж, где с 1891 года посещал бесплатную муниципальную École des arts décoratifs, в которой, пробыв два года, получил за работу первый приз. Одновременно с школой он посещал также частное ателье Calarossi; для приобретения средств к жизни он выполнял технические работы y скульптора-мраморщика Hector'a Lemaire. В 1894 году А. должен был вернуться в Россию, чтобы отбывать воинскую повинность. Освобожденный по жребию от военной службы, он за неимением средств не мог вернуться в Париж, и только в 1896 г., сопровождая больного брата своего в Бреславль и сделав там несколько портретов-бюстов (профессоров Микулича, Нейдера, Ланденбурга и др.), он приобрел средства для поездки в Париж. Здесь он вскоре впал в нужду, мешавшую ему правильно работать и усовершенствоваться; однажды А. упал от истощения в обморок, скатившись при этом с лестницы. По счастливой случайности вечером того же дня (31 дек. 1896 г.) он получил первый крупный заказ в 2000 франков. За первым материальным успехом последовали другие. В 1897 году он был допущен в салон Champ de Mars с горельефом "Au delà", изображающим головку девушки, которой смерть дает последний поцелуй, a уже в следующем году был принят членом этого художественного общества. Тогда началась публично-художественная деятельность А. Сначала появляются на выставках его более сложные вещи: "Berceau d'amour" (Геро и Леандр — трупы плывущих рядом молодых влюбленных, красивые позы которых мягко сливаются с контурами морских волн), "Гнездо" (фигурки детей, удобно расположившихся под углублением небольшой скалы), "Жажда" (фигура лежащего нагого человека, простирающего руки к воде). В 1900 году А. стал работать над бюстом Бетховена (законченным лишь через шесть лет). В том же году на международной выставке в Париже он получил вторую золотую медаль. В 1901 г. А. выставил в Берлине в Secessions-Ausstellung целый ряд работ, среди которых находились и новые произведения: "Маленький мученик", напоминающий античную головку, и "Слепая" (женщина, идущая вдоль стены), показавшая умение А. лепить одетые фигуры. В 1901 году А. посетил Л. Н. Толстого в Ясной Поляне и вылепил его портрет. В 1902 г. А. впервые выставил свои работы в Петербурге. Среди 40 его произведений на весенней выставке были, кроме вышеупомянутых, новая мраморная группа "Горе" (изображающая мужчину и женщину, которые, обнявшись, рыдают), много этюдных головок и бюсты-портреты Толстого и поэта Шеншина-Фета. (Голова старухи была приобретена музеем Академии художеств).

Скульптура Н. Аронсона: И. С. Тургенев

Скульптура Н. Аронсона: Старый коммунар.

Скульптура Н. Аронсона: Головка.

Скульптура Н. Аронсона: Старуха.

Возвращаясь за границу, А. в 1903 г. посетил Брюссель и Гаагу, где лепил бюсты бурских генералов Девета, Ботта и Деларея, и разные места Голландии, где изучал средне-рейнский тип с целью создать идеальный портрет Бетховена таким, каким можно его представить по его музыке. В этом году А. сделал группы для фонтанов, из которых один поставлен в Годесберге, a другой в Берлине. (Один из этих фонтанов изображает "Истину" — нагую женщину, прислонившуюся спиной к скале, из-под ног которой по руслу течет живая вода; перед ней 3 мужские фигуры, двое смотрят на нее земными глазами, третий же — юноша — молитвенно припал к источнику, из которого пьет). В 1904 г. А. выступил одним из учредителей "Нового общества художников" в Петербурге, на выставке которого появились новые его вещи: "Подросток", "Спящая" ("der Traum"), горельеф "Св. Иоанн", голова ребенка из розового мрамора и "Эфеб" (бюст юноши) из белого мрамора (розовый мрамор придает большую цельность молодым и нежным лицам). В 1905 г. на международной выставке в Льеже А. получил первую золотую медаль. В конце того же года в Бонне был поставлен памятник Бетховену его работы. В начале 1906 г. А. выставил в салоне Каспара в Берлине 20 скульптур, среди которых несколько новых бюстов и головок (напр. девичий бюст "Обет" и др.), фонтан с нимфой, пьющими мужчинами и молодым римлянином, женская фигура для фонтана, голова-этюд для "Жажды" и др. В том же году А. участвует на выставке в Goupil-Gallery в Лондоне, где одна из его работ была приобретена английским музеем.

Ср.: Россия, 21 дек. 1899; Madame et Monsieur, 1900, № 87; Passe-Partout, 1901, № 18; "Новое время" (илл. прил.), 5 мая 1901; "Биржевые ведомости", 1902, № 45; "Hов. время", 2 марта 1902; "Восход", 1902, № 16; "Бирж. вед.", 1903, № 425; The weekly critical review, vol. II, № 49, 1903; "Бирж. вед.", 1904, № 69; Новости, 1904, № 60; Восход, 1904, № 7; Мир Искусства, 1904, стр. 228—229; Ost u. West., 1904, № 7; Hazefirah, 1904; Berliner Börs.-Courier, 1905, № 591 и № 593; Kölnische Ztg., 1905, Mittags-Ausg., № 1321; L'Intransigeant, 1905, № 9287; Frankfurter Ztg., 1906, (Abendbl.) № 84; Neue Preussische Ztg., 1906, № 144 (Morg. Ausg.); Sunday times, 1906, 10 june; Fraind, 1905; материалы, полученные редакцией от A. (см. иллюстрации).

ДГМ.

{Евр. энц.}



Аронсон, Наум Львович

— скульптор; р. 1872 в м. Креславке, в состоятельной еврейской семье. Первоначальное образование получил в г. Вильне, где в течение весьма короткого времени учился в рисовальной школе. Восемнадцати лет уехал в Париж. Долго терпел нужду. Учился в École des arts décoratifs (Школа декоративных искусств) и в Académie Colorossi (частная школа Колоросеи). Участвовал на выставках парижских Салонов и в берлинском Сецессионе. Из монументальных работ его известны: памятник Бетховену в Бонне (1906) и фонтан в Гадесберге. Надо отметить еще его портреты Л, Н. Толстого, Фета, Тургенева, "Голову старухи" (Русск. муз.) и группу Геро и Леандр. Работал, гл. обр., в мраморе и бронзе. Не обладая яркой художественной индивидуальностью, А. все-таки достиг значительного мастерства. Большинство работ его — в обычном духе скульптур парижских Салонов. Ряд более поздних вещей сработан под сильным влиянием модного в начале нашего века импрессионизма. Живет за границей.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое аронсон наум львович
Значение слова аронсон наум львович
Что означает аронсон наум львович
Толкование слова аронсон наум львович
Определение термина аронсон наум львович
aronson naum lvovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):