Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - арсеньев анатолий сергеевич

Арсеньев анатолий сергеевич

(р. 13.11.1923) — спец. по общим проблемам филос.; канд. филос. наук, доц. Род. в Москве, преподавал в вузах, являлся сотрудником НИИ (ИФ АН СССР, ИИЕТ АН СССР, Центр. экон.-матем. ин-та АН СССР и др.). В наст. вр. — вед. н. с. Ин-та развития личности. Основные направления работы: иссл. отношения Человек-Мир; органических систем; антропогенеза; проблемы личности; развития личности и ее этич. сознания; новоевроп. рационализма и науки; глоб. кризиса современности. 1964—1968 связаны с коренным изменением представлений А. о филос, ее роли и назначении (Размышления о работе Л.С.Рубинштейна "Человек и Мир". ВФ. 1993. № 5). Филос. А. рассматривает как глубоко личностное размышление об отношении Человек-Мир (объективированной, опосредованной разумом форме первичного, служащего началом антропогенеза, непосредственного религ. отношения Я-Ты). Бесконечность этого отношения выявлена в двух формах: потенциальной бесконечности (ПБ) как "снятии" во времени конечных опреде-ленностей в чувственно воспринимаемой "проявлен: ной" обл. бытия, и актуальной бесконечности (АБ), содержащей все, что м.б. достигнуто в ПБ в будущем, связанной с обл. непроявленных форм, образов, смыслов и т.д. Эволюция, развитие, творч. связаны с взаимодействием ПБ (что, напр., может пониматься как каузальность, адаптация) и АБ (телеологичность, целепо-лагание, "ароморфозы", эмерджентная эволюция и т.п.), прошлого и будущего. Здесь возникает проблема свободы. Взаимодействие АБ и ПБ приводит к представлению о развитии как интерференции сменяющих друг друга ф£з разл. глубины и длительности, связанных, как правило, с преобладанием рефлексии (погруженностью в себя, выработкой устойчивого основания, способного противостоять внеш. среде восстановлением непосредственных связей с АБ) или трансцендирования (экспансии во внеш. среду, в обл. ПБ). Гегелевские "скачки" можно рассмотреть как "прорывы" АБ в ПБ в период "междуфазья", "квазихаоса". Радикально новый шаг в развитии связан с "возвратом" за пределы основания заканчивающейся фазы и сменой основания на более глубокое. Эти особенности органического развития проявляются не как жесткие законы, но как лежащие глубоко под разнообразием эмпир. бытия общие тенденции, обнаружить к-рые, в частности, помогает филос. Человек — парадоксальное бесконечно-конечное существо, снимающее свою конечность в обл. ПБ транс-цендированием, благодаря своей причастности АБ, где он уже трансцендентен. Развитие личности — становление Человека в индивиде. Этич. сознание личности также парадоксально, располюсовано на конечную и бесконечную обл. Конечная обл. (ПБ) связана с групповой системой ценностей, выражается в моральных нормах и требованиях группы к индивиду. Бесконечная (АБ) — в безусловных, не связанных с соц. средой, растущих вместе с внутр. личностным "Я" индивида всеобщих принципах. Внутр. конфликт этих обл. — важный фактор личностного развития (Взаимоотношение науки и нравственности. 1969. В сб. "Наука и нравственность". М., 1971, опубликована часть, полностью — при изд. одноименного сб. изд-вом "Прогресс" на иностр. яз.). Осн. идеи кратко изложены в ст. "Научное образование и нравственное воспитание" в сб. "Психологические проблемы нравственного воспитания детей". М., 1977; кн. под ред. В.В.Давыдова "Философско-психологические проблемы развития образования". М., 1981). В антропогенезе А. выделяет две фазы: Палеолит — преобладание рефлексии, дух. и телесного саморазвития Человека, господство отношения Человек—Мир, и Неолит — преобладание трансцендирования, развитие орудий труда, "неорганического тела человека", господство отношения Субъект—Объект. Факторы, приведшие человечество к совр. глоб. кризису, связаны с неолитической революцией, а сам кризис является завершением, деградацией и разрушением фазы Неолита, за к-рой, предположительно, может следовать на новом уровне фаза самоизменения Человека (Глобальный кризис современности и Россия // Континент. № 73. 1992). Этот кризис захватывает все формы жизни и сознания, в т.ч. филос. Новая ("постнеолитическая") филос. не может сводиться к построению тех или др. (категориальных, логических, понятийных и т.п.) систем. Она может выражать себя лишь в вероятностном ключе, представляя нечто вроде "прогулки" по границе рационального и нерационального, подводящей Человека к ощущению Тайны себя самого и Мира. Ее задача по отношению к предшествовавшим формам филос. и религии — отделение в них вечного от временного.

Соч.: Анализ развивающегося понятия. [В соавт.]. М., 1967; Ранние работы Канта. [В соавт.] // Иммануил Кант. Соч. в 6 томах. Т.2. М., 1964; Мышление психолога и проблемы личности // Культура, традиция, образование. Ежегодник. М., 1990; Экологическая проблема. Взгляд философа // Известия АН Респ. Казахстан. Сер. общественных наук. № 183 и № 184. 1992; Размышления о работе С.Л.Рубинштейна "Человек и мир" // ВФ. 1993. № 5; Подросток глазами философа. Алматы, 1996; Десять лет спустя. О творческой судьбе С.Л.Рубинштейна (философский очерк) // ВФ. 1998. № 11.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое арсеньев анатолий сергеевич
Значение слова арсеньев анатолий сергеевич
Что означает арсеньев анатолий сергеевич
Толкование слова арсеньев анатолий сергеевич
Определение термина арсеньев анатолий сергеевич
arsenev anatoliy sergeevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):