Большая биографическая энциклопедия - арсений мацеевич
Арсений мацеевич
(до пострижения Александр) — митрополит ростовский, сын священника Спасской церкви в г. Владимире-Волынском, род. в 1697 г., ум. в Ревеле 28-го февраля 1772 г. Первоначальное образование получил за границей и только в 1715 г. вступил в число студентов Киевской академии, но в следующем году ушел в новгород-северский Спасо-Преображенский монастырь, где принял монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1718 г. Арсений возвратился в академию и, по окончании курса в ней, в 1723 г., оставлен здесь проповедником и посвящен во иеромонаха. В 1728—1729 гг. Арсений проживал на послушании в Киево-Печерской лавре и черниговском Ильинском монастыре, а в 1730 г. отправлен в Тобольск для проповедания слова Божия. По возвращении из Сибири, в 1733 г., Арсений посетил Соловецкую обитель, а в 1734 г. назначен в экспедицию для открытия морского пути в Камчатку. В 1736 г., по секретному делу, привезен из Пустозерска в адмиралтейств-коллегию, но признан невиновным. В 1737 г., за болезнью, уволен от флотской службы и определено ему состоять при епископе вологодском Амвросии Юшкевиче. В 1738 г. Арсений определен соборным иеромонахом синодального дома для обучения ставленников при членах Св. Синода и законоучителем гимназии при Академии Наук. 26-го марта 1741 г. состоялось назначение Арсения митрополитом сибирским; 28-го мая 1742 г. он переведен в Ростов и назначен членом Синода; но присягу на это звание не захотел принимать и, представившись в Москве Императрице Елисавете Петровне, отправился прямо в Ростов. Новый митрополит ростовский не мог не обратить внимания на сильное распространение в его пастве раскола, к искоренению которого местное духовенство не принимало должных мер. Прежде всего следовало позаботиться о распространении образования среди духовенства. Так как в Ростове существовала всего одна славяно-латинская школа, то Арсений решил сам руководить священниками, чтобы подготовить их для борьбы с раскольниками. Понимая значение проповеди в деле просвещения заблудших, удалившихся от единства православной церкви, Арсений неустанно поучал паству в храме, привлекая множество слушателей. В 1747 г. Арсению было повелено в ярославском Спасо-Преображенском монастыре открыть славяно-латинскую семинарию. В 1752 г. Арсений был обрадован открытием мощей святителя Димитрия ростовского. При отобрании церковных имуществ Арсений подал резкий протест, почему, 14-го марта 1763 г., был привезен на суд Св. Синода, чрез месяц лишен сана и отвезен сперва в белозерский Ферапонтов, а потом в Николо-Крельский монастырь и, наконец, в Анзерский скит Соловецкого монастыря. 4-го октября 1767 г. Арсений лишен монашества и под именем Андрея Враля сослан в "Камчадалы", в Верхнеудинский острог, но, доехав до Вологды, выслушал новый приговор, по которому должен был отправиться в Ревельскую крепость, где и скончался. Погребен Арсений на погосте церкви св. Николая в Ревеле. Из сочинений его, кроме проповедей, известны: "Увещание" раскольнику, игумену Иоасафу, предложенное в 1734 г., напечатано в "Прав. Соб." 1861 г.; исправленное им "Феофилактово обличение поморским ответам", М., 1745 г., "Дополнение обличения ответов раскольнических, пустосвятами выгорецкими 1723 г. предложенных" ("Прав. Соб.", 1861 г.); "Возражение на пасквиль лютеранский, называемый молоток". В библиотеке ярославской семинарии сохраняются 12 томов поучений Арсения, которых насчитывается до 217. Они были говорены в период времени от 1746—1761 г.
"Автобиографич. записка" (ХVIII в., изд. Бартеневым, II, 361. — "Яросл. и Киев. Епарх. Вед.", 1869 г. — Материалы для биографии, преп. Арсения, указы о нем, дела его ("День", 1862 г., 15, 16, 19, 25, 1864 г., №№ 39—40); "Русск. Арх.", 1863 и 1866 гг.; "Чтен. в Моск. общ. ист. и древн.", 1862 г., II, III, 1864 г., IV; "Сборн. русск. ист. общ.", т. VII. — Иконников, "Арсений Мацеевич", "Русск. Стар.", 1879 г., тт. XXIV—XXVI. — И. Морошкин, "Арсений Мацеевич, митр. рост., в ссылке", "Русск. Стар.", 1885 г. — "Обзор литературы об Арсении Мацеевиче", его же, в Библиографе", 1886 г., №№ 2, 3 и 4. — Кроме того, были помещены небольшие статьи и заметки об Арсении в "Зрителе", 1862 г., № 23; "Совр. Лет.", 1862 г., №№ 32 и 49—50; "Яросл. Епарх. Вед.", 1862 г.; "Русск. достопамятн.", 1862 г., вып. IV; "Русск. Библ.", т. XIX; "Русск. Стар.", 876 г.; "Яросл. Епарх. Вед.", 1864 г., №№ 35—52, и 1868 г.; "Христ. Чт.", 1874 г.; "Чт. Моск. общ. ист.", 1862, 1864 и 1875 гг.; "Арханг. Губ. Вед.", 1875 г., №№ 24—26; "Русск. Стар.", 1878 г.; Энциклоп. сл." т. І, стр. 459 (ст. Пекарского). — Титов, "Летопись о ростовских архиереях".
{Половцов}
Арсений Мацеевич
(в миру Александр) — последний противник церковной реформы Петра I. Сын православного священника, ведущего свой род из польской шляхты; род. в 1697 г. во Владимире-Волынском, в 1715 г. поступил в Киевскую академию, в следующем году постригся в монашество, с 1718 по 1726 г. вторично находился в Киевской академии и получил здесь сан иеромонаха (1723). В 1730 г. был вызван в Тобольск митрополитом Антонием Стаховским, в 1733 году совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где полемизировал с заключенными там раскольниками и по поводу этой полемики написал "Увещание к раскольнику" (напечатано в "Правосл. собеседнике" 1861 г., т. III). С 1734—37 гг. А. участвовал в Камчатской экспедиции, в 1737 г. был прикомандирован к синодальному члену Амвросию Юшкевичу, занимавшему в то время первенствующее место в церковной иерархии. Назначение это привело к сближению двух иерархов и определило дальнейшую судьбу А. Посвященный в марте 1741 г. в сан митрополита Сибирского, А. во время пребывания своего в Тобольске преобразовал местную архиерейскую канцелярию в консисторию и защищал новокрещенных инородцев от притеснений воевод, а духовенство — от вмешательства светского суда. Но суровый сибирский климат вредно отразился на его здоровье, и он, вскоре по воцарении Елисаветы Петровны, попросился в Ростов, причем получил звание члена синода. Его 20-летнее (с мая 1742 г. по март 1763 г.) управление Ростовской епархией совпадает с наиболее блестящим периодом его деятельности. Строгий к подчиненным, не терпящий ни малейшего проявления иномыслия, А. становится в резкую оппозицию с светской властью. Он игнорирует постановления Духовного регламента, отказывает в помещении инвалидов в монастырях своей епархии, вместе с Амвросием Юшкевичем настаивает перед императрицей на удалении светских чинов из Синода и мечтает уже о восстановлении патриаршего престола. Исполняя поручение Св. Синода и исправляя сочинение Феофилакта Лопатинского "Обличение неправды раскольничьей", он в своем дополнении к последнему проводит взгляды Иосифа Волоцкого; в своих "Возражениях на пашквиль лютеранский, нареченный Молоток на камень веры" (в извлечении напеч. у Чистовича, "Феофан Прокопович", стр. 386—407) он требует восстановления патриаршества и выступает в защиту монашества. Еще более обострились отношения его к светской власти, когда в конце царствования Елисаветы Петровны, Петра III и Екатерины II распоряжения, направленные к ограничению монастырей в управлении их имуществами, вызвали сильное негодование в высшем духовенстве и на А. последнее смотрело как на единственного человека, способного вступить в открытую борьбу с правительством. И он не обманул этих надежд. 9 февраля 1763 г. А. совершает в Ростове чин отлучения с некоторыми прибавками, направленными против "насильствующих и обидящих святыя Божии церкви и монастыри", которые "принимают данные тем от древних боголюбцев имения" и т. п., а в марте того же года он посылает два донесения в Синод, составленные в том же духе (напеч. в "Чтениях Моск. общества истории", 1862 г., т. II и III). Синод доложил императрице об А. как "оскорбителе ее величества", и Екатерина предала его суду Синода "за превратные и возмутительные толкования св. Писания и посягательство на спокойствие поданных". Семь дней длился суд над А., и он был осужден, низведен в звание простого монаха и заточен в Корельский-Николаевский монастырь. Но и в ссылке А. не унимался. Он продолжал неодобрительно отзываться об отобрании монастырских имуществ, выражал сомнение в правах Екатерины на престол, сочувствие великому князю Павлу Петровичу и т. п. Все это послужило материалом для вторичного суда над А., и делу дан был уже характер политический. В конце 1767 г. А. был лишен монашества и приговорен к вечному заключению; под именем Андрея Враля он содержался в ревельском каземате, где и † 28 февр. 1772 г. Из многочисленных проповедей А. напечатаны: "Семь поучений" (Москва, 1742—43); остальные же, числом 217, хранятся в рукописях в Ярославской духовной семинарии. Важнейшие события за время управления им Ростовской епархией суть: преобразование славяно-латинской школы в семинарию (ярославскую) и открытие мощей св. Дмитрия Ростовского в 1757 г. Ср. В. Иконников, "Арс. Мацеевич", "Русск. старина", 1879 г., т. XXIV-XXVI). "Обзор литературы об А." сделан И. Морошкиным (в "Библиографе", 1886 г., № 2—4).
{Брокгауз}
Арсений Мацеевич
(Александр Иванович) — священномученик, митрополит Ростовский и Ярославский.
Память 28 февраля /13 марта.
Родился в 1697 году в г. Владимире Волынском в семье священника.
Начальное образование получил в Польше.
В 1715 году поступил в Киевскую духовную академию.
В 1716 году ушел в Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь, принял монашество и рукоположен во иеродиакона.
В1718 году вернулся в академию и по окончании ее в 1723 году оставлен проповедником и посвящен в иеромонаха.
В 1728—1729 годах проживал на послушании в Киево-Печерской лавре и Черниговском Ильинском монастыре.
В 1730 году отправлен в Тобольск для проповедования слова Божия.
В 1733 году, по возвращении из Сибири, посетил Соловецкую обитель.
В 1734 году назначен в Камчатскую Экспедицию для открытия морского пути на Камчатку.
В 1736 году взят под стражу и привезен из Пустозерска в адмиралтейскую коллегию по секретному делу, но признан невиновным.
В 1737 году по болезни уволен от флотской службы и определен при епископе Вологодском Амвросии (Юшкевиче).
С 1738 года — соборный иеромонах синодального дома и законоучитель гимназии при Академии наук.
26 марта 1741 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита.
28 мая 1742 года переведен в Ростов и назначен членом Святейшего Синода, но присягу на это звание не захотел принимать и, представившись в Москве императрице Елизавете Петровне, отправился прямо в Ростов.
В 1747 году митрополиту Арсению было повелено открыть славяно-латинскую семинарию в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре.
В 1752 году митрополит Арсений был организатором открытия мощей святителя Димитрия Ростовского.
14 апреля 1763 года привезен на суд Святейшего Синода за выраженный резкий протест при изъятии церковных имуществ. В апреле же лишен сана и отвезен сперва в Белозерский Ферапонтов монастырь, потом в Николо-Корельский, и наконец в Анзерский скит Соловецкого монастыря.
14 октября 1767 года лишен монашества и под именем Андрея Враля сослан в "камчадалы", в Верхнеудинский острог. Не доехав до Вологды, получил новый приговор — отправиться в Ревельскую крепость, где и скончался 28 февраля 1772 года. Погребен в приходской церкви Ревеля.
Вся жизнь митрополита Арсения представляет непрерывную борьбу то с раскольниками и вольнодумцами, то с духовной и светской властью, то с личными врагами и гонителями.
В его поступках отразился его твердый до упорства и прямой до упрямства характер, который не уступал силе и не поддавался власти, когда действия их были несогласны с его убеждениями и правилами. Его личных убеждений не поколебали ни царский гнев, ни восстание на него собратий, ни лишение святительского сана, ни пребывание в мрачной тюрьме, ни угрожавшая ему смертная казнь.
"Жизни митрополит был воздержной, а характером, видно, строгий", — говорится в воспоминаниях о нем.
Он много потрудился в деле народного просвещения, был ревностный проповедник и горячий защитник Православия против лютеран и раскольников-старообрядцев. В борьбе с последними он поступал как человек своего жестокого времени, больше надеясь на грубую силу. Не щадя себя, когда сильные мира сего оказались против него, он, пока сам был сильным, тоже не считал возможным щадить своих противников. Он не доверял даже гражданским начальникам, обвиняя их в "знатном прихлебстве". Когда дело касалось богатых и почетных раскольников, то он своею властью подолгу держал их в заключении, несмотря на жалобы, подаваемые на него духовным и светским властям. "Для вразумления" раскольников он применял меры, прямо противоположные тем, которыми пользовался его предшественник на кафедре святитель Димитрий Ростовский, действовавший "путем кротости и силой своих увещаний". В то же время митрополит Арсений глубоко чтил святителя Димитрия, добился открытия его мощей и составил его житие.
Но основное, что доставило митрополиту Арсению известность и что явилось причиной его трагической судьбы, была его борьба против изъятия земель и крестьян у монастырей и архиерейских домов. Обрекши себя на жертву за право собственности духовенства, митрополит Арсений действовал не тайно, не ухищренно, но прямо и открыто, писал и говорил смело, потому что смотрел на дело свое как на дело Божие.
По словам секретаря митрополита Арсения, еще во время царствования императора Петра III митрополит писал ему какое-то послание, подтвержденное ссылками на пророческие книги Священного Писания. По-видимому, письмо это было составлено не только умно, "вышним разумом", но и очень резко, так как Петр III, выслушав его, пришел в крайнее раздражение. Схимонах Лука, которому было поручено отвезти письмо, поплатился за это несколькими неделями заключения под караул, а об митрополите Арсении в то время никакого решения не было.
По восшествии на престол императрицы Екатерины II митрополит Арсений писал и ей. Секретарь митрополита Иван Волков не раз предупреждал его об опасной попытке изменить планы правительств, но всегда получал ответ митрополита, что он решил действовать именно таким образом. При этом митрополит намекал, что надеется на поддержку других лиц, но каких именно, не называл.
Дело кончилось тем, что в Ростов были посланы солдаты под командой гвардии поручика Дурново, и вечером накануне Вербного воскресения митрополит Арсений был взят под стражу и отправлен в Санкт-Петербург. Увезли его так быстро, что "едва ли успели положить для дороги и самонужнейшие вещи и платье", и в дороге обращались с ним с большой грубостью, не позволяя сойти с саней даже по естественной надобности.
На суде митрополит Арсений держался твердо, в ответах был находчив, смел и даже весьма резок. Говорили, что он в это время прозорливо предсказал участь своего главного противника митрополита Новгородского Димитрия (Сеченова) и других своих судей. Императрице Екатерине II он сказал, что она не удостоится христианской кончины. (Она, как известно, умерла внезапно).
Суд приговорил митрополита Арсения к лишению сана. С него в присутствии императрицы сняли архиерейские одежды и сослали его в Никольский Карельский монастырь Архангельской губернии простым монахом.
Но и там, отданный под стражу, с запрещением давать ему бумагу и чернила, он не смирился. Обаянием своей сильной личности он привлек на свою сторону не только архимандрита с братией, но и приставленный к нему караул с их начальником подпрапорщиком Алексеевским. В их присутствии он говорил "крамольные речи" о том, что императрица Екатерина II "наша не природная, да и не тверда в законе нашем, и не надлежало ей престола принимать". Говорил о правах на престол Ивана Антоновича, замечая при этом: "Лучше было, кабы ее величество за него вступила в супружество, то бы де ей уже и престол следовал, а ее величество с ним не в ближнем родстве... И Синод бы дозволить мог. Лучше де ей за Ивана Антоновича идти, нежели за Орлова".
Предсказывал он и смерть митрополита Димитрия (Сеченова) такими словами: "Язык твой для меня был острее меча, им задохнешься и умрешь".
Дело кончилось тем, что был послан донос, в котором говорилось, что архимандрит монастыря почитает монаха Арсения за первого члена Синода, целует его руку, даже приказывает читать в церкви его слова, поучительные его сочинения с некоторыми толкованиями оскорбительными. В результате этого доноса, по приказанию императрицы, Арсений был лишен и монашества и под именем Андрея Враля заключен в Ревельскую крепость, в каземат на водяных воротах, представлявший из себя почти могилу в 10 футов длины и 7 ширины. Его одели в арестантский халат. Здесь он и скончался.
Народ сострадал о нем как о несчастном пастыре, считал его правдивым, благочестивым, ревностным поборником Православия. О нем сохранилось несколько преданий, одно из них мы здесь приводим.
В 1772 году Арсений сильно заболел и велел позвать священника. Последний, войдя в каземат, в страхе выбежал оттуда и сказал: "Вы мне сказали, что надо исповедовать и приобщить преступника, а передо мной стоит на коленях архипастырь в полном облачении". Тогда пристав вошел со священником в тюрьму. На койке лежал арестант, который сказал духовнику: "Сын мой, пред тобой не митрополит, а недостойный раб Арсений, идущий отдать отчет Богу в своей жизни. Виденное тобою чудо есть знамение неизреченной милости Божией. Это значит, что душа моя скоро отлетит от скорбного тела".
В связи с тем, что митрополит Арсений был лишен святительского сана по политическим мотивам, на последней сессии Поместного Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 15/28 июня 1918 года, он был восстановлен в сущем сане.
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года митрополит Арсений был причислен к лику святых.
Труды:
Увещание бывшему Мошенскому игумену Иоасафу, за раскол в Соловецком заключении содержащемуся, мною нижайшим в той же обители Соловецкой сочиненное // Православный собеседник. — 1861, т. 3.
Обличение неправды раскольническия. — М., 1745.
Дополненное обличение неправых и лжесловесных ответов раскольнических пустосвятами Выгоцкими, пустынножителями именуемыми, честному иеромонаху Неофиту, от Святейшего Правительствующего Синода ради увещания к ним посланному, в 1723 году предложенных, составленное благословением того же Святейшего Правительствующего Синода в нынешнем 1743 году // Православный собеседник. — 1861, т. 3. Возражение на пасквиль лютеранский, нареченный Молоток на книгу "Камень Веры", который Молоток показался быть восковой, яко воск от лица огня, сиречь от Слова Божия и самыя истины, исчезнувший. (1746—1748). Семь поучений. — М., 1742—1743. В библиотеке Ярославской духовной семинарии хранились в рукописях 12 томов поучений Арсения, сказанных им в период 1746—1761 годов.
Литература:
Попов М. С, священник. Арсений Мацеевич и его дело. — СПб., 1912.
Летопись о ростовских архиереях с примечаниями чл.-корр. А. А. Титова // Изд. Общества любителей древней письменности. — СПб., 1890.
Морошкин М. Я., протоиерей. Обзор литературы об Арсении Мацеевиче // Библиограф. — 1886, №№ 2, 3, 4.