Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - асафьев борис владимирович

Асафьев борис владимирович

(литературный псевдоним — Игорь Глебов, р. 1884) — русский музыкальный критик и ученый, выдвинувшийся в послеоктябрьскую эпоху, профессор Ленинградского Института Истории Искусств. Свою музыкально-критическую деятельность А. начал в московском журнале "Музыка" с 1912 и продолжал ее в журналах "Музыкальный Современник", "Мелос", "Жизнь Искусства" и др. Серьезное значение имела его деятельность, как автора программных пояснений к симфоническим концертам Петроградской Филармонии (брошюры о Чайковском, Шумане, "Данте в музыке" и др.). А. принадлежит большое количество работ-монографий о рус. и зап. композиторах: большое исследование "П. Чайковский" (П., изд. "Мысль", 1922), монографии о Чайковском, Скрябине, Мусоргском, Глазунове, Шопене, Листе, сборник "Симфонические этюды", "Спутник по концертам", "Русская поэзия в русской музыке" (2 изд.) и др. А. — автор ряда музыкальных произведений (балеты "Дар феи" и "Белая лилия", детские оперы "Золушка" и "Снежная королева", романсы, фортепианные произведения). Теоретические взгляды А. не отличаются ясностью: он скорее всего может быть отнесен к русским представителям формального метода, хотя в последнее время у него замечается сильный уклон в сторону изучения бытовых основ музыки. Музыкальные симпатии А., при всей его приверженности к Чайковскому, на стороне левых течений.



Асафьев, Борис Владимирович

(лит. псевд. — Игорь Глебов), род. 17 (29) июля 1884 в Петербурге, ум. 27 янв. 1949 в Москве. Музыковед и композитор. Академик (1943). Нар. арт. СССР (1946). В 1908 окончил историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та, в 1910 — Петерб. конс. по кл. композиции А. К. Лядова. С 1910 пианист-концертмейстер балета Мариинского т-ра. В 1919 организовал совм. с С. К. Буличем и С. М. Ляпуновым "Музыкальный разряд" (Музыкальный отдел) в Петерб. ин-те истории искусств (ныне Научно-исслед. ин-т т-ра, музыки и кинематографии), руководил Высшими курсами искусствоведения и аспирантурой при этом ин-те. С 1925 проф. истории музыки и чтения партитур Ленингр. конс., где по его инициативе было создано музыковедческое отд. С 1943 в Москве — руководитель научно-исслед. кабинета при Моск. конс., сектора музыки в Ин-те истории искусств АН СССР, консультант Большого т-ра СССР. В 1948—1949 пред. правления Союза композиторов СССР. С 1904 сотрудничал как муз. критик во мн. органах общей и муз. периодической печати. Гос. премии СССР (1943, 1948).

Соч.: оперы — Казначейша (по Лермонтову, Ленинград, 1937); Минин и Пожарский (1936—1938), Алтынчеч (Златокудрая, 1938), Гроза (по А. Н. Островскому, 1940), Пир во время чумы (по Пушкину, 1940), Медный всадник (по Пушкину, 1942), Славянская красавица (1942), 5-е действие к опере А. Н. Серова "Вражья сила" (1947), детские: Золушка (1906), Снежная королева (1907); балеты — Дар феи (1910), Белая лилия (1911), Лукавая Флорента (1912), Пьерро и маска (1915), Ледяная королева, или Сольвейг (на основе произведений Э. Грига, Ленинград, 1922), Карманьола (Ленинград, 1918), Пламя Парижа, или Триумф республики (на основе музыки эпохи французской революции, Ленинград, 1932), Бахчисарайский фонтан (по Пушкину, Ленинград, 1934), Утраченные иллюзии (по мотивам Бальзака, Ленинград, 1935), Партизаны, или Партизанские дни (2 ред. 1936, 3 ред. янв. 1937, 4 ред. Ленинград, 1937, 5 ред. осень 1937), Кавказский пленник (балет-поэма по Пушкину, пост. 1936—1937, Ленинград, 1938), Красавица Радда, или Радда и Лойко (хореографич. легенда по мотивам М. Горького, Москва, 1938), Ашик-Кериб (по Лермонтову, Ленинград, 1940), Суламифь (по повести А. Куприна, Свердловск, 1941), Граф Нулин (по Пушкину, 1940—1941), Гробовщик (муз.-хореографич. эпизод по Пушкину, 1943, 2 ред. 1945), Лада (по мотивам рус. фольклора, 1943), Милица (1942—1947, Ленинград, 1947), Каменный гость (1943—1946, Ленинград, 1946), Франческа да Римини, или Франческа и Паоло (по Данте, 1943—1946, Москва, 1947), Барышня-крестьянка (по повести Пушкина, Москва, 1946), Весенняя сказка (на темы, записанные и не использованные Чайковским, а также на темы его изд. произведений в инстр. Б. Асафьева и П. Фельдта, Ленинград, 1947), Ночь перед Рождеством (1937—1938, неоконч.), Иван Болотников (неоконч.), Степан Разин (неоконч.), Снегурочка (по материалам произведений Чайковского, неоконч.); оперетты — Карьера Клеретты (1940); для орк. — 5 симфоний (1938 — Памяти Лермонтова, 1938 — Из эпохи крестьянских восстаний, неоконч., 1938 — На тему "Родина", 2 ред. 1942, 1933 — симфониетта Приветственная, посв. доблестной Красной Армии, 2 ред. 1942, 1942 — Времена года, неоконч.); концерт для ф-п. с орк. (1939), концерт для 6-струн. гитары и струн. квинтета (1939); струн. квартет (1940); для ф-п. — сюита из старинных танцев (изд. 1912), Шесть пьес (изд. 1914), Три сонатины (1939), цикл пьес Озера (1939); фантазия Памяти Моцарта (1941); для влч. и ф-п. — соната (исп. 1935), В суровые дни (Строгие напевы, шесть арий, исп. 1944); соната для альта соло (изд. 1939); для дух. инстр. и ф-п. — соната для трубы (1939), концертино для кларнета (1939), сонатина для гобоя (1939), Вариации на тему Моцарта для валторны (1940); для голоса и ф-п. — 8 романсов на сл. К. Бальмонта, Г. Галиной, А. Майкова (изд. 1909), 7 романсов на сл. А. К. Толстого (изд. 1912), 3 цикла романсов Одиночество на сл. М. Лермонтова (изд. 1935, 1939, 1941), 3 стихотворения на сл. А. Пушкина (изд. 1937), В защиту влюбленных, 7 стихотворений на сл. А. Прокофьева (1939), Из подражания Корану, цикл романсов на сл. А. Пушкина (1939), 2 цикла романсов на сл. А. Апухтина (1940), 4 цикла романсов на сл. Ф. Тютчева; хоры а капелла, театр. музыка.

Лит. соч.: Орестея. Музыкальная трилогия С. Танеева. М., 1916, ранее "Музыка", 1915, №№ 233, 235—237; Романсы С. И. Танеева. Пг., 1916, ранее "Муз. современник", 1916, № 8; Черты личной преемственности и мимолетность в творчестве композиторов русского романса (Очерк). Пг., 1917; Путеводитель по концертам. Вып. I. Словарь наиболее необходимых муз.-технических обозначений. Пб., 1919; Русская поэзия в русской музыке (Словарный указатель лит. текстов, использованных рус. композиторами). Пб., 1921, 2 изд., доп. (Пг.) 1922; Скрябин. Опыт характеристики. Пг., 1921, 2 изд. Пб. — Берлин, 1923; Симфонические этюды. Пб., 1922; Петр Ильич Чайковский. Его жизнь и творчество. Пг., 1922; Инструментальное творчество Чайковского. Пг., 1922; Манфред (Байрона — Шумана). Пб., 1922; Римский-Корсаков. Пг., 1922; Чайковский. Пг., 1922 (на обл. 1921), 2 изд. Пб — Берлин, 1923; Франц Лист. Опыт характеристики. Пг., 1922; Шопен. Опыт характеристики. М., 1922 (на обл. 1923); Мусоргский. Опыт характеристики. М., 1922 (на обл. 1923); Глазунов. Опыт характеристики. Л., 1924 (на обл. 1925); А. Казелла (Очерк). Л., 1927; Сергей Прокофьев (Очерк). Л., 1927; Книга о Стравинском. Л., 1929; История музыки и музыкальной культуры (важнейшие этапы). Краткий конспект лекций. Л., 1929; Антон Григорьевич Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников. М., 1929; Музыкальная форма как процесс. М., 1930, 2 изд. Л., 1963; Русская музыка от начала XIX столетия. М. — Л., 1930, 2 изд. М. — Л., 1968; Памяти П. И. Чайковского (1840—1940). М. — Л., 1940; М. И. Глинка. К 100-летию со дня первого представления оперы "Руслан и Людмила". Л., 1942; "Евгений Онегин". Лирические сцены П. И. Чайковского. Опыт интонационного анализа стиля и музыкальной драматургии. М. — Л., 1944; Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1944). К 100-летию со дня рождения. М. — Л., 1944; Композиторы первой половины XIX века, вып. 1. М., 1945 (в серии "Русская классическая музыка"); С. В. Рахманинов. М., 1945; "Чародейка". Опера П. И: Чайковского (Опыт раскрытия интонационного содержания). М., 1947; Глинка. М., 1947, 2 изд. М — Л., 1950; Музыкальная форма как процесс, кн. 2-я. Интонация. М., 1947, 2 изд. (вместе с 1-й кн.) Л., 1963; Григ (1843—1907). Исследование. М., 1948; Очерки об Армении. М., 1958; Статьи, вып. 1—2. М., 1952; Очерки и рецензии. Из наследия конца десятых — начала тридцатых годов. М. — Л., 1967.



Асафьев, Борис Владимирович

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое асафьев борис владимирович
Значение слова асафьев борис владимирович
Что означает асафьев борис владимирович
Толкование слова асафьев борис владимирович
Определение термина асафьев борис владимирович
asafev boris vladimirovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):