Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - аскоченский виктор ипатьевич

Аскоченский виктор ипатьевич

— журналист, род. 1-го октября 1813 г., в Воронеже, ум. 18-го мая 1879 г., в С.-Петербурге. Сын священника, бывшего наставником в нотном пении всех церковнослужителей Воронежской губ., Аскоченский, после домашней подготовки, поступил в Воронежскую семинарию, по окончании курса в которой, как один из лучших учеников, перешел в Киевскую духовную академию. Усердно занимаясь здесь богословскими и историческими науками, Аскоченский, по окончании в 1839 г. академического курса со степенью магистра, был назначен бакалавром академии (адъюнкт-профессором) и сначала преподавал языки польский и немецкий, а затем патрологию, причем изучил Св. Писание и творения св. отцов, как немногие специалисты. Оставив по собственному желанию профессуру, Аскоченский в 1846 г. получил место советника волынского губернского правления и жил в доме генерал-губернатора Юго-западного края Д. Г. Бибикова, в качестве воспитателя одного его родственника. В 1849 г. Аскоченский был переведен в Каменец-Подольск совестным судьею с исправлением должности председателя гражданской палаты, но прослужил здесь всего два года и принужден был выйти в отставку в чине коллежского советника. С этого времени Аскоченский, переселившись в Киев, а затем, в 1857 г., в Петербург, отдается исключительно литературной деятельности, которая становится на долгие годы, до конца жизни, единственным источником средств его существования. Деятельность эта началась еще в 1839 году заметками и стихами в "Воскресном Чтении", "Маяке" и "Москвитянине" и отличалась большим разнообразием: Аскоченский писал стихи, басни, повести, драмы, ученые исследования, сатирические очерки, религиозно-нравственные рассказы и пр. Не имея художественного беллетристического таланта, Аскоченский был по призванию публицистом и приобрел на поприще журналистики громкую, но печальную известность, не принеся, вследствие своих крайних охранительных воззрений, той пользы, которой можно было бы ожидать при его даровании, остроумии и знаниях. "Собрание стихотворений" (1846 г.), "Пансионерка", трагедия нашего времени, в четырех отделениях с эпилогом (1847 г.), роман "Асмодей нашего времени" (1858 г.), изданный под псевдонимом В. Кочки-Сохрана, "Марфа посадница или падение Новгорода", драматическое представление в 4-х картинах (1870 г.) — таковы литературные произведения Аскоченского, в которых он безуспешно пытался разрешить те или другие художественные задачи. Некоторый успех (разошлось все первое издание) имел только роман "Асмодей нашего времени", в котором Аскоченский впервые выступил в роли обличителя безнравственности и атеизма русского общества. Гораздо важнее научные труды Аскоченского: не говоря о "Кратком начертании истории русской литературы (1846 г.), составленном из уроков, которые автор преподавал в одном из киевских женских пансионов, и не имеющем научной ценности, следует назвать большое двухтомное сочинение "Киев с древнейшим его училищем — академиею" (1856 г.) и книжку: "История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 г." (1863 г.); второй труд является продолжением первого и составлен также, главным образом, по архивным материалам; значительную часть первого сочинения занимают биографии бывших питомцев Киевской духовной академии. В июле 1858 года появился первый номер "Домашней Беседы", которая выходила затем еженедельно и сначала предназначалась для народа (№ стоил 5 коп.). С 1859 года формат газеты был увеличен, а программа расширена; с 20-го № 1860 г. появился отдел "Блестки и изгарь", который в продолжение 18-ти лет читался самыми ожесточенными врагами Аскоченского. С едким сарказмом и подчас не без остроумия, под предлогом защиты идей православия против распространившегося в обществе неверия, и консервативных начал против увлечений либерализмом, Аскоченский высмеивал все западноевропейское и новое в науке, литературе, общественной и государственной жизни. В своем обскурантизме и фанатической набожности он дошел, наконец, до того, что заставил охладеть к себе прежних своих приверженцев и поклонников и подготовил свое литературное падение. В начале имевшая успех, "Домашняя Беседа" в последнее время едва влачила существование и на № 45 за 1877 год (5-го ноября) неожиданно прекратилась. В этом появилось следующее "Грустное, но необходимое объявление подписчикам, читателям и почитателям "Домашней Беседы": "Редактор-издатель журнала "Домашняя Беседа" Виктор Ипатьевич Аскоченский, 19 лет послуживший верой и правдой общественно литературному делу в издании "Беседы", которая всегда была врагом духа века сего и стояла крепко на твердой почве св. православия и народности русской, вследствие усиленных занятий, 23-го октября поражен нервным ударом (воспалением в мозгу) и на днях отправлен в больницу. Надежда на скорое его выздоровление довольно сомнительна. И потому как выпуск дальнейших номеров "Домашней Беседы" за текущий год, так и подписка на "Домашнюю Беседу" в будущем 1878 году, впредь до поправления здоровья редактора, прекращаются. Жена редактора, Татьяна Владимировна Аскоченская, в глубокой горести о серьезной болезни ее мужа, который жил единственно трудами издания журнала и теперь, кроме значительных долгов, не оставил ей с четверыми детьми никаких средств даже и к дневному пропитанию, покорнейше просит гг. подписчиков извинить ее больного мужа за недоимку номеров "Домашней Беседы" в текущем году и по христианскому братолюбию помолиться о его выздоровлении, для поддержки его бедного семейства и убитой горестью жены его". Во время редактирования "Домашней Беседы" Аскоченский, между прочим, напечатал отдельными изданиями: "Чтение для православного русского народа", первое издание — в 1860 г., второе — в 1862 г.), "Записки звонаря", "Басни Незамая", "Письма с того света", "Панорама или очерки современной жизни", в 3-х частях, где он перепечатал "Асмодея нашего времени", дополнив его несколькими новыми главами, и, наконец, переводную с польского трагедию И. Коржениовского — "Карпатские горцы". После смерти Аскоченского (он умер, пострадав более полутора лет, в отделении душевнобольных Петропавловской больницы). В "Историческом Вестнике" (1882 г., №№ 1—9) напечатано, с предисловием Ф. И. Булгакова, извлечение из его обширного "Дневника", веденного с 1835 по 1857 г. Из этого любопытного "Дневника" можно видеть, что обскурантизм Аскоченского объясняется личными житейскими неудачами: до отставки и особенно во время профессорства он был совсем другим человеком. Помимо автобиографического значения, "Дневник" важен для характеристики духовного образования провинции того времени, важен для историка театра и композитора церковного пения (Аскоченский сам написал наголову духовных пьес), для ученого богослова и педагога, которые найдут в нем ценные сведения каждый по своей специальности. По словам Булгакова, "Дневник" представляет целую энциклопедию, какая только доступна силам одного человека".

Некрологи: в "Церковном Вестнике" 1879 г. № 21 (А. Павловича) и в "Церковно-Общественном Вестнике" 1879 г., № 60. — "Истор. Вестн." 1882 г., январь — сентябрь, "Дневник В. И. Аскоченского", с предисловием и объяснениями Ф. И. Булгакова. — Кратная биография Аскоченского на отдельном листе, дозволенном цензурою 24-го декабря 1864 г. и напечатанном в типографии А. Мюнстера. — В. Аскоченский, "История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 г.". — С. Венгеров, "Критико-биогр. словарь", т. І, стр. 827—836.

{Половцов}



Аскоченский, Виктор Ипатьевич

— журналист и писатель; родился 1-го октября 1820 года, † 18-го мая 1879 года; учился в Воронежской семинарии, к которой вполне приложима мрачная характеристика бурсы Помяловского, затем кончил магистром Киевскую академию в 1837 году и назначен бакалавром по кафедре патрологии; в 1846 оставил профессуру; в 1854 году он основал журнал "Домашняя беседа". — Напечатал: "Историю русской литературы" (крат. очерк, Киев, 1846); "Киев с древнейшим его училищем" (Киев, 1856); роман "Асмодей нашего времени" не имел успеха. Весьма любопытен его "Дневник". См. "Истор. вест.", ст. Ф. Булгакова (1882 г.).

{Брокгауз}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое аскоченский виктор ипатьевич
Значение слова аскоченский виктор ипатьевич
Что означает аскоченский виктор ипатьевич
Толкование слова аскоченский виктор ипатьевич
Определение термина аскоченский виктор ипатьевич
askochenskiy viktor ipatevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):