Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - аверьянов анатолий николаевич

Аверьянов анатолий николаевич

(р. 17.06. 1937) — спец. по филос. теории бытия; д-р филос. наук. Род. в Куйбышевской (Самарской) обл. Окончил гос. пед. ин-т в Куйбышеве (1965), затем асп. по кафедре филос. АОН (1974). Работал на заводах, в комс. и парт. комитетах, в аппарате ЦК КПСС. В наст. вр. —в Аналитическом управлении Гос. Думы Федерального Собрания РФ. Докт. дисс. — "Методологическое значение принципа системности в познании мира" (1988). А. являлся отв. ред. и членом ред. колл. кн. и периодических изд., одним из организаторов Центр. совета филос. методол. семинаров при Президиуме АН СССР (70—80-е гг.). В его трудах иссл. общие законы развития и функционирования систем в процессе возникновения, становления, периода зрелости, преобразования и исчезновения; описаны системообразующие факторы, проанализирована и раскрыта сущность взаимодействия как единства противодействия, содействия и нейтральности, в понятийный филос. аппарат введен термин "содействие", выделены его типы, место и роль содействия в развитии систем; на основе анализа механизма развития систем разработана методол. практики. А. выступал против абсолютизации "борьбы" противоположностей и относительного единства, доказывая, что противоположности могут находиться в отношениях взаимодополнения и содействия, а тождества — в отношениях борьбы. А. рассматривает развитие как взаимодействие систем, обусловленное источниками их существования и самосохранения. Один и тот же источник существования для качественно тождественных, качественно противоположных, качественно нейтральных систем может явиться причиною как содействия, так и борьбы и нейтральных отношений между системами. Содействие есть путь к интеграции, самосохранению и репродукции. Борьба ведет к дифференциации и дивергенции. Нейтральность обеспечивает условия развития. Каждая система одновременно обладает и реализует все виды взаимодействия. А. впервые на филос. уровне исследует понятие и сущность "нейтральности". Нейтральность отражает состояние реальности, не охватываемое категориями "борьба" и "содействие". Нейтральность есть то, что обеспечивает устойчивость мироздания. Все системы природы, об-ва и мышления, материальные и идеальные и законы их развития существуют и проявляются только потому, что погружены в нейтральность, к-рая не только отграничивает системы друг от друга и ограничивает пределы действия законов, но и является тем, из чего произрастает и во что превращается все многообразие мира. Нейтральность как филос. категория отражает всеобщее свойство части реальности находиться в промежуточном состоянии между крайностями. Нейтральность есть и граница, и предел, и переход, и взаимодействие, и резерв, и состояние системы. Введение категории "нейтральность" в филос. позволит, как считает А., создать систему филос. категорий, ибо нейтральность является недостающим звеном, способным вывести филос. мысль из двоичного мира парных категорий в объемный троичный мир. А. доказывает многообразие форм проявления материи и сознания, их динамический паритет в саморазвитии бытия, обосновывает необходимость революции в принципах и методах познания бытия, отношениях человека и природы. В 80—90-е гг. А. исследует актуальные проблемы обществ. развития: собственности, идеологии, религии, суверенитета, свободы и права, патриотизма, нравственности, мировоззрения, отношений классов и соц. групп, управления.

Соч.: Категория "система" в диалектическом материализме. М., 1974; Система: философская категория и реальность. М., 1976; Динамика противоречий // ВФ. 1976. № 5; Диалектическое противоречие в развитии познания. [В соавт.] // ВФ. 1979. № 2; Методологические проблемы типологии диалектических противоречий // Там же. 1981. № 2; Системообразующие факторы // ФИ. 1981. № 2; О природе взаимодействия. М., 1984; Системное познание мира. М., 1985; Содействие // Диалектика научного познания. М., 1988; О многообразии и эволюции форм социалистической собственности // Марксистско-ленинское теоретическое наследие и современная наука. М., 1989; Категория "противоречие" в системе нового мышления // Диалектическая сущность нового мышления. М., 1990; Возвысимся до прозрения // Перспективы. 1991. № 2; Контуры идеологии сотрудничества // Родина. 1993. № 11; Суверенитет: иллюзия и реальность // Жизнь национальностей. 1995. № 4—5; Федерализм и унитаризм // VIP (Журнал о лидерах и для лидеров). 1996. № 7—8; Федерализм в российском и зарубежном законодательстве // Жизнь национальностей. 2000. № 3—4; Нейтральность как фактор реальности // Материалы научно-практической конференции. Самара. Государственный педагогический университет. 2000.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое аверьянов анатолий николаевич
Значение слова аверьянов анатолий николаевич
Что означает аверьянов анатолий николаевич
Толкование слова аверьянов анатолий николаевич
Определение термина аверьянов анатолий николаевич
averyanov anatoliy nikolaevich это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):