Большая биографическая энциклопедия - авраамий расколоучитель
Авраамий расколоучитель
(до пострижения Афанасий) — монах, пустынник в нижегородских лесах, духовный сын известного протопопа Аввакума Петровича. Начетчик, слывший за человека очень знающего, Авраамий своими проповедями и писаниями сильно распространил раскол на своей родине, живя в Казанском монастыре, в селе Лыскове, в сане иеромонаха. Призванный на Московский собор к ответу, Авраамий принес повинную и, раскаявшись в своих заблуждениях, послан под начало в Троице-Сергиеву лавру "ради исправления" (30 мая 1667 г.). Но это раскаяние было неискреннее: Авраамий продолжал вести сношения со своими единомышленниками и переписку даже с протопопом Аквакумом. В 1670 году, в январе, он скрылся из лавры и в Москве подал царю челобитную о восстановлении старинной обрядности, как было до Никона-патриарха. За это, в последний день масленицы, схватили его, привезли и посадили на дворе князя Мстиславского в тюрьму. Здесь приходившие с ним беседовать митрополиты: крутицкий Павел и рязанский Илларион (тоже сперва чуждавшийся нововведений Никона) убеждали его отказаться от заблуждений, напоминая о принесенном раскаянии. Но Авраамий объявил себя единомышленником Аввакума, с которым, по расстрижении, и сослали его наконец в Пустозерск, где за предсказание о наступлении царства антихриста и сожгли 1 апреля 1681 г. Кроме челобитной, известны писанные Авраамием "Ответы" Павлу, митрополиту крутицкому и властям, а также "Послание к некоему боголюбцу".
Энциклопед. Слов., т. І, стр. 265—266, ст. П. И. Мельникова; том VII "Материалов для истории раскола" под ред. проф. Субботина.
{Половцов}
Авраамий, расколоучитель
(до монашества священник Агафоник) — иеромонах, основоположник раскольнического толка, авраамьевщины; в 1670-х годах сожжен в Москве.
{Половцов}
Авраамий, расколоучитель
— монах, сподвижник протопопа Аввакума (см.), один из известнейших расколоучителей; старообрядцами почитается за святого. А. слыл за очень знающего человека для своего времени, начетчика. Царю Алексею он писал челобитные о возврате "старой веры", и за единомыслие с протопопом Аввакумом был сослан в Пустозерск. В ссылке А. предсказывал пришествие антихриста — в то время вера в это пришествие была широко распространена в массах крестьянства, страдавшего под гнетом повинностей и не видевшего другого исхода, кроме конца мира. За эту проповедь А. был сожжен живым в срубе вместе с протопопом Аввакумом 14/IV 1682.
Большая биографическая энциклопедия
2009