Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - айхенвальд юлий исаевич

Айхенвальд юлий исаевич

(род. 1872) — русский критик-импрессионист. Окончил Новороссийский университет по историко-филологическому факультету, сотрудничал, в журнале "Вопросы Философии и Психологии", перевел на русский яз. сочинения Шопенгауэра; критико-литературные статьи помещал в "Русской Мысли" и других периодических изданиях. Теперь находится в эмиграции. Главные работы: "Силуэты русских писателей", 3 выпуска (1-е издание в 1907) и "Пушкин" (1908). Взгляды на роль и пути критики высказаны А. в введении к 1-му выпуску "Силуэтов". История литературы как наука А. отрицается, отрицается и возможность введения в оценку литературных произведений каких-либо объективных критериев. Писателей А. рассматривает без всякой связи с их биографией, средой и эпохой и вне литературных школ: ко всем одинаково предъявляются одни и те же требования, продиктованные эстетическими взглядами критика, его личным вкусом. Статьи А. — изображение того, что он сам пережил, передумал, перечувствовал, вспомнил при чтении такого-то стихотворения, такой-то книги, и эти субъективные впечатления часто выдаются за итоги всестороннего анализа. В статьях А. можно встретить подчас и интересное замечание, но нет историчности, нет социального анализа рассматриваемых фактов, освещенных литературным произведением, и это вытравление общественного момента в комплексе явлений, подлежащих изучению критика, весьма характерно и для А. и для той литературно-политической группы, к которой он принадлежал. Как стилист А. питает склонность к пышным образам, распространенным сравнениям, метафоре. Любопытно в статьях А. явление своеобразной мимикрии: о Пушкине он говорит словами, взятыми из пушкинских стихов (кавычки упразднены А.), фраза А. о Гоголе строится по образцам гоголевского синтаксиса, и т. д. Разбор А. художественных произведений должен быть отнесен скорее к области литературы художественной, чем к области научной прозы: это в значительной степени лирика, черпающая вдохновение из книжных источников.

Лит.: Львов-Рогачевский В., Самовдохновенная критика, в книге "Снова накануне", М., 1913, стр. 137—141; Неведомский М., Зачинатели нашей критики, в сб. "Зачинатели и продолжатели", 1919, стр. 383—394; Полянский В., Бессмертная пошлость и похвала праздности, в журнале "Под Знаменем Марксизма", 1922,кн.4, стр. 101 — 108. Спор о Белинском (А. выступил с очень резкой характеристикой Белинского как критика) нашел отражение в ряде статей, разбивших доводы А.: Ляцкий Е., Господин Айхенвальд около Белинского (в журнале "Современник", 1914, кн. 1); Бродский Н., Развенчан ли Белинский? (журнал "Вестник Воспитания", 1914, кн. 1); Иванов-Разумник, Правда или кривда, 1913, кн. 12.

К. Бархин.



Айхенвальд, Юлий Исаевич

[1872—] — литературный критик, пользовавшийся большой популярностью и влиянием в 1905—1917, в эпоху господства модернизма и эстетизма в русской литературе. А. окончил Новороссийский университет, написал диссертацию о Локке и Лейбнице, в которой выступает типичным идеалистом; по переезде в Москву был секретарем философского общества и сотрудником идеалистического журнала "Вопросы философии и психологии", одно время — помощником редактора "Русской мысли" при В. А. Гольцеве, опубликовал ряд философских работ, между прочим перевел сочинения Шопенгауэра. Известность А. приобрел, когда от философии перешел к лит-ой критике и стал печатать критические фельетоны в "Русских ведомостях", "Речи", "Русской мысли" и др. кадетских изданиях. Статьи эти были собраны им в ряде сборников под общим заглавием "Силуэты русских писателей" и "Этюды о западных писателях" и др. А. — критик-импрессионист. Он отвергает какую бы то ни было закономерность литературных явлений, возможность построения историко-литературной науки и называет литературу "беззаконной кометой в кругу расчисленных светил". Среда, социальные условия, не имеют никакого влияния на то, что представляется А. самым существенным в художественном произведении — на творческую индивидуальность. Художник "продолжает дело бога, воплощает его первоосновную мысль. Творение еще не кончилось, и поэт, священник искусства, облечен великой миссией вести его дальше, развивать предварительные наброски и планы божества, контуры природы. Наместник бога на земле, так сплетает он свое творчество с творчеством вселенной". Избрав исходной точкой зрения мистико-религиозное представление о художнике, А. совершенно отвергает всякую связь писателя с исторической обстановкой, с социальной борьбой: "Естественно рассматривать сущность писателя вне исторического пространства и времени". Отвергает А. и психологическое изучение литературы. Хотя А. и утверждает, что "от психологии должна ожидать себе откровений история литературы", как будто уступая научным требованиям, но он затем указывает, что личность писателя иррациональна, что "всякие старания объяснить писателя безнадежны" и т. д. Не интересуют А. и литературные направления и школы. Писатель одинок, ни на кого не похож, неповторим. "Нет направлений: есть писатели. Нет общества: есть личности". В конце концов в своем стремлении изолировать личность писателя от всего мира А. впадает в фальшиво-пророческий тон, начинает говорить выспренним жреческим яз.: "писатель — дух, его бытие идеально и неосязаемо; писатель — явление спиритуалистического, даже астрального порядка, ...начало движущееся и движущее..." и т. д. Несмотря на всю эту идеалистическую фразеологию о "боге", "астральном мире", А. дает нередко меткие характеристики и эстетические оценки отдельных художественных произведений.

Октябрьская революция с ее воинствующим материализмом, с ее новыми формами жизни, властно отрицающими самодовлеющее эстетическое созерцание, отрыв искусства и его творцов от действительности, была конечно чужда и враждебна критику. Сузив невольно понятие культуры до определенных исторических и классовых ее форм, предполагающих буржуазный общественный строй, А. увидал в революции силу, разрушившую идеалы кадетской интеллигенции. Высланный за границу, он стал помещать в эмигрантских газетах злобные и враждебные статьи против Советской России.

Библиография: I. Силуэты русских писателей, вып. 3, М., 1907—1910; вып. 1, изд. 5-е, М., 1917; Этюды о западных писателях, М., 1910; Отдельные страницы, М., 1910—1911; Посмертные произведения Толстого, М., 1912; Спор о Белинском, М., 1914; Пушкин, изд. 2-е, М., 1916; Слова о словах, П., 1917; Похвала праздности, М., 1922; Поэты и поэтессы, М., 1922 и др.

II. Венгеpов С. А., Критик-импрессионист, "Речь", 26 июля 1909; Кранихфельд В., О критике и критиках, "Совр. мир", № 8, М., 1911; Гpифцов Б., Метод А., "Русская мысль", № 11, 1913; Иванов-Разумник, Правда или кривда, "Заветы", № 12, 1913; Бродский Н., Развенчан ли Белинский, "Вестник воспитания", № 1, 1914; Ляцкий Е., Господин А. около Белинского, "Современник", № 1, 1914; Марковский М., И. С. Тургенев с современной точки зрения, "Педагогический сборник", № 5, 1914; Неведомский М., "Зигзаги нашей критики", сб. "Зачинатели и продолжатели", П., 1919; Полянский В., Бессмертная пошлость и похвала праздности, "Под знаменем марксизма", № 1, 1922.

П. Коган.

{Лит. энц.}



Айхенвальд, Юлий Исаевич

Род. 1872, ум. 1928 г. Литературный критик и публицист. Выпускник истор.-филол. ф-та Новороссийского ун-та. Автор множества статей на философские, литературные и педагогич. темы, театральный обозреватель журнала "Русская мысль". Автор работ о русской и западноевропейской литературе ("Пушкин", 1908; "Этюды о западных писателях", 1910; "Поэты и поэтессы", 1922), книги эссе "Силуэты русских писателей" (1906), статей для энциклопедического словаря Гранат. Выслан за границу (1922).

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое айхенвальд юлий исаевич
Значение слова айхенвальд юлий исаевич
Что означает айхенвальд юлий исаевич
Толкование слова айхенвальд юлий исаевич
Определение термина айхенвальд юлий исаевич
ayhenvald yuliy isaevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):