Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - азерская елизавета григорьевна

Азерская елизавета григорьевна

(урожд. Платоновская; по первому мужу Азерская) [28. 2(11. 3). 1868, Полтава — 13. 3. 1946, Москва] — арт. оперы (меццо-сопрано), камерная певица и педагог. Жена С. Трезвинского. Род. в семье ремесленника. Окончив гимназию в Ростове-н/Д., поступила на акушерские курсы в Казани. Пению обучалась в Киев. муз. уч-ще (кл. Н. Нолле и К. Эверарди), к-рое окончила в 1891; также брала уроки у К. Прохоровой-Маурелли. В 1892—94 совершенствовалась в вокальном искусстве у А. Броджи (Милан) и у Бертрами (Париж). В 1891 дебютировала в "Орлеанской деве" в Киев. опере (антр. И. Сетова), здесь же пела в 1894—95. В 1895—97 выступала в Астрахани, Казани (1896), Саратове, Н. Новгороде, Киеве, Вильно. В 1897— 1918 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Амнерис). В 1901 гастролировала в Киеве (вместе с Л. Собиновым), в 1904 — в Одессе и Праге. Обладала сильным, звучным голосом красивого тембра и широкого диапазона, актер. темпераментом.

1-я исп. партий: Тизбы ("Анджело"; 2-я ред.), Лауры ("Каменный гость"; ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова), в Большом т-ре — Отрока ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Кончаковны ("Князь Игорь"), Эпихарисы ("Нерон"), Насоновой ("Боярыня Вера Шелога"), Любавы ("Садко"), Рафаэля ("Рафаэль"), Лолы ("Сельская честь"), Шарлотты ("Вертер"), Кармен ("Кармен"), Маргариты ("Гибель Фауста"); в Киеве — Весны-красны ("Снегурочка"). Лучшие партии: Рогнеда ("Рогнеда"), Кармен. Др. партии: Ангел, Марина Мнишек, Груня ("Вражья сила"), Ольга ("Евгений Онегин"), Марина ("Добрыня Никитич" А. Гречанинова), Графиня и Полина ("Пиковая дама"), Морозова ("Опричник"), Любовь, Ганна ("Майская ночь"), Любаша ("Царская невеста"), Лель; Зибель, Азучена, Маддалена, Фидес, Далила, Паж Урбан, Дидона ("Троянцы в Карфагене"), Пекки, Ортруда, Фрика ("Валькирия"). Партнеры: Г. Бакланов, Л. Клементьев, А. Нежданова, Н. Салина, С. Трезвинский, П. Хохлов, Ф. Шаляпин. Пела п/у И. Альтани, С. Рахманинова, А. Рубинштейна, В. Сука, П. Фельдта.

Постоянно выступала в камерных концертах (в т. ч. в Киеве, 1895, 1897). С 1900 принимала участие в концертах Кружка любителей рус. музыки (Москва). Репертуар включал романсы М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Балакирева, А. Бородина, П. Чайковского, Ц. Кюи, Н. Римско-го-Корсакова, С. Рахманинова, А. Аренского, А. Гречанинова (певице часто аккомпанировал А. Гольденвейзер). Искусство А. высоко ценили Л. Собинов, С. Рахманинов, С. Василенко, В. Сук, М. Ермолова, А. Остужев.

С 1918 преподавала в Москве в муз. техникумах им. А. и Н. Рубинштейнов и им. А. К. Глазунова, в 1922—25 — в частном муз. уч-ще В. Зограф-Плаксиной, в 1930 — в Гос. обл. техникуме, в 1932—34 — в Рабхормастерской при ВТО, в 1932— 36 — педагог-вокалист при ЦПКиО им. М. Горького.

Соч.: Автобиография (рук.). — в ЦГАЛИ, ф. 911, оп. 1, ед. хр. 204; Заглядывая в прошлое // Сов. артист. 1939. № 24; Поделиться опытом с молодежью // Там же. № 48.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое азерская елизавета григорьевна
Значение слова азерская елизавета григорьевна
Что означает азерская елизавета григорьевна
Толкование слова азерская елизавета григорьевна
Определение термина азерская елизавета григорьевна
azerskaya elizaveta grigorevna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):