Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - бакланов георгий андреевич

Бакланов георгий андреевич

(наст. фам., имя и отчество Баккис Альфонс-Георг Андреасович) [23,12.1880 (4.1.1881), Петербург (в нек-рых источ. Рига) — 6.7.1938, Базель] — арт. оперы (баритон) и камерный певец. С детских лет после смерти родителей воспитывался у родственников матери в Киеве. Окончив в 1900 Киево-Печерскую гимназию, год учился на юридич. ф-те Киев. ун-та, в 1901 перевелся в Петерб. ун-т, к-рый не окончил. Пению обучался с 1900 в Киеве у М. Петца, с 1901 и в 1904 брал уроки у И. Прянишникова в Петербурге, в 1902—04 и позднее совершенствовался в Милане у дирижера т-ра "Ла Скала" B. Ванцо. На оперной сцене дебютировал в 1904 в Киеве в партии Амонасро (подготовленной под рук. В. Лосского), затем гастролировал с частной оперной труппой в Каменец-Подольске и Житомире, в апр. 1905 дебютировал в партии Демона ("Демон" А. Рубинштейна) в моск. Опере C. Зимина. В 1905—09 и 1912 (гастроли) солист моск. Большого т-ра. После 1909 гастролировал также в петерб. Мариинском т-ре и Нар. доме (1913), в 1915 — в Киев. опере. С большим успехом выступал (вместе с Л. Липковской) в США (Бостон, Чикаго, Нью-Йорк, 1909), Лондоне (т-р "Ковент-Гарден", 1910), Вене (в операх "Отелло" Дж. Верди, "Лакме", "Дон Жуан", 1910), Гамбурге, Франкфурте-на-Майне, Кельне, Лейпциге, Дрездене, Нюрнберге, Берлине (т-р "Комише опер", в партиях Риголетто и Скарпиа, 1911), Буэнос-Айресе (т-р "Колон", 1911), Милане (т-р "Ла Скала", в партии Демона, п/у А. Тосканини), Праге (1912, здесь его слушал В. И. Ленин; 1924), Париже (т-р "Гранд-Опера", 1913), Монте-Карло (1914, в операх "Тоска" с М. Кузнецовой, "Риголетто" с Л. Липковской и Э. Карузо, "Девушка с Запада" с Дж. Мартинелли). В 1911 — 14 солист Бостонской оперы, в 1915—30 (в нек-рых источ. 1917—26) — Чикагской гор. оперы. Гастролировал также в др. городах США, Европы (Варшава, Париж, Белград; Берлин — 1923, в опере "Снегурочка"). С 1930 жил в Германии: в 1930—33 — в Берлине, в 1933—38 — в имении около Базеля. Обладал голосом феноменальной красоты, необыкновенной силы и широкого диапазона (две с половиной октавы), природной музыкальностью, драм. талантом, имел яркую сцен. внешность. В совершенстве владел мимикой и пластикой. Созданные им образы отличались индивидуальным решением вокально-сцен. рисунка, выразительностью. Иногда критиковался за нек-рую аффектацию. Современники называли певца "русским Баттистини". В нач. сцен. деят-сти пел преимущественно партии лирич. баритона, позднее — драм. партии, выступал также в басовом репертуаре. На конц. эстраде исп. теноровую партию Германа ("Пиковая дама").

1-й исп. партий: Ланчотто ("Франческа да Римини" С. Рахманинова), Барона ("Скупой рыцарь"; исп. этой партии, подготовленной под рук. арт. Малого т-ра А. Ленского, был удовлетворен автор оперы С. Рахманинов), Матео Фальконе ("Матео Фальконе"); в Большом т-ре — Поярка ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Виндекса ("Нерон"); в Берлине — Грязного ("Царская невеста", 24 марта 1923); 17 марта 1914 в Монте-Карло участвовал в премьере оперы "Валенсианские мавры" А. Понкьелли. Лучшие партии: Риголетто, Яго, Скарпиа, Гамлет, Мефистофель ("Фауст"), Тонио, Эскамилио, Борис Годунов, Онегин, Демон ("Демон" A. Рубинштейна). "Зрители видели в исполнении Бакланова врубелевского Демона с огненными глазами и прекрасным одухотворенным лицом. Он пел Демона без пошлых крыльев. Его Демон был духом отрицания и зла... Он не был на сцене однообразным "вечным красавцем" во всех ролях, хотя в жизни Бакланов был очень красив" (С. Бронштейн)*.

Др. партии: Руслан, Князь Игорь, Дон Жуан ("Дон Жуан"), Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Валентин ("Фауст"), Жермон, Ренато, Амонасро, Нилаканта, Зурга, Барнаба, Тельрамунд. Партнеры: Е. Азерская, Л. Балановская, А. Галли-Курчи, И. Грызунов, М. Дейша-Сионицкая, В. Лосский, А. Нежданова, B. Петров, Н. Салина, Т. Скипа, Д. Смирнов, Л. Собинов, Ф. Шаляпин. Пел п/у У. Авранека, Э. Купера, А. Никиша (1908 и 1911, Большой т-р), В. Сука, С. Рахманинова, Н. Федорова.

Выступал в концертах, в т. ч. в Москве и Петербурге (совместно с С. Рахманиновым), позднее — в США и Европе.

Записывался на грампластинки в Москве ("Граммофон", 1907), Нью-Йорке ("Колумбия", 1911), Вене ("Граммофон", 1913), Киеве ("Артистотипия", 1913), Милане (1913), Берлине ("Вокс", 1924); нек-рые архив. записи — в ЦГАЗ СССР и ГЦММК.

Лит.: С. В. Рахманинов и русская опера: Сб. статей / Под ред. И. Бэлзы. — М., 1947. С. 137, 141, 144; Владимир Аполлонович Лосский: Мемуары. Статьи и речи. Воспоминания о Лосском. — М., 1959. С. 179; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 339—341; Бронштейн С.* Герои одного мгновения: Воспоминания зрителя. — М., 1964. С. 32; Квалиашвили М. По трудному пути. Воспоминания. — Тбилиси, 1969. С. 23—25; Энгель Ю. Д. Глазами современника: Избр. статьи о русской музыке. 1898—1918. — М., 1971. C. 159, 161; Воспоминания о С. В. Рахманинове. В 2 т. / Сост., ред., коммент. и предисл. З. Апетян. — М., 1974. Т. 1. С. 326; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций 1905—1917. — Л., 1975. С. 75—76; Железный А. Этикетка раскрывает свою тайну // Муз. жизнь. 1980. № 24. С. 20—21; Зарубин В. Георгий Андреевич Бакланов // Сов. артист. 1981. 30 янв.; Яковлев Вас. Избранные труды о музыке. Т. 3: Музыкальная культура Москвы. — М., 1983. С. 350—352, 360, 362, 368; Mapков П. А. Книга воспоминаний. — М., 1983. С. 521, 542.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое бакланов георгий андреевич
Значение слова бакланов георгий андреевич
Что означает бакланов георгий андреевич
Толкование слова бакланов георгий андреевич
Определение термина бакланов георгий андреевич
baklanov georgiy andreevich это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):