Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - барцал антон иванович

Барцал антон иванович

(25.5.1847, Чешске-Будеевице, Южн. Богемия — 1927, Германия) — арт. оперы (тенор), камерный певец, режиссер и педагог. По нац. чех. В 1865 поступил в Венскую придв. оперную школу, одновременно посещал муз.-декламационные классы проф. Ферхтгот-Товочовского при Венской конс. Впервые выступил 4 июля 1867 в публичном концерте Большого обществ. певческого общества в Вене. В том же году дебютировал в партии Аламира ("Велизарий") на сцене пражского Временного т-ра, где выступал до 1870 в операх франц., итал. композиторов и чеш. композитора Б. Сметаны. В 1870 по приглашению хорового дирижера Ю. Голицына гастролировал в России с его хором. С этого же года жил в России. Дебютировал в партии Мазаньелло на сцене Киев. оперы (1870, антр. Ф. Бергера), где выступал до 1874, также в сезоне 1875/ 76 и на гастролях в 1879. В летние сезоны 1873 и 1874 пел в Одесской опере. В окт. 1874 дебютировал в опере "Фауст" на сцене петерб. Мариинского т-ра, в 1877—78 солист этого же т-ра, в 1878—1903 — моск. Большого т-ра (с 1882 одновременно гл. режиссер). В 1881 гастролировал в Веймаре, где пел в опере "Жидовка". В 1903 получил звание "засл. артист имп. театров". Обладал сильным голосом приятного "матового" тембра, по своей окраске принадлежащим к баритональным тенорам. Исп. отличалось безупречной вокальной техникой (умело пользовался фальцетом), выразительной мимикой и вдохновенной игрой. Особенно ярко проявил себя в характерных партиях. К числу недостатков современники относили акцент, мешавший создавать рус. образы, и мелодраматизм исполнения.

1-й исп. партий: Витка ("Далибор" Б. Сметаны; 1868, Прага, п/у автора), Князя Юрия ("Княгиня Островская"), Пустынника ("Сон на Волге"); в Большом т-ре — Шуйского ("Борис Годунов", 2-я ред.), Синодала ("Демон" А. Рубинштейна), Дефоржа ("Дубровский"), Радамеса ("Аида"), Герцога ("Риголетто", на рус. языке), Тангейзера ("Тангейзер"); на рус. сцене — Ричарда ("Бал-маскарад"), Миме ("Зигфрид"), Вальтера ("Тангейзер"). Лучшие партии: Финн, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Фауст ("Фауст"), Арнольд, Элеазар. Др. партии: Собинин, Баян, Андрей Морозов, Трике, Берендей, Ахиор; Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Дон Оттавио, Макс ("Вольный стрелок"), Альфред ("Травиата"), Манрико ("Трубадур"), Рауль, Васко да Гама, Фра-Дьяволо. Партнеры: И. Бутенко, Б. Корсов, А. Крутикова, Н. Салина, Л. Собинов, П. Хохлов, Ф. Шаляпин. Пел п/у И. Альтани, А. Аренского, Э. Бевиньяни, Э. Мертена, Э. Направника.

Вел также конц. деят-сть. Ежегодно исп. сольные партии в ораториях И. Баха, Г. Генделя, Ф. Мендельсона, Реквиеме В. А. Моцарта (п/у М. Балакирева, в ансамбле с А. Крутиковой, В. Рааб, О Палечеком), Реквиеме Дж. Верди, в 9-й симфонии Л. Бетховена. Выступал с концертами в Москве, Петербурге (в т. ч. в Павловске). В его камерном репертуаре были романсы М. Глинки, М. Мусоргского, П. Чайковского, Р. Шумана, Л. Бетховена, а также рус., сербские, чеш. нар. песни. Будучи в Киеве, пел в концертах РМО и авторских концертах Н. Лысенко. В 1871 в славянских концертах на сцене киев. Дворянского собрания с большим мастерством исп. чеш. нар. песни в национальном костюме. В 1878 гастролировал с концертами в Рыбинске, Костроме, Вологде, Казани, Самаре.

Поставил на сцене Большого т-ра 48 опер. Однако, отличаясь традиционностью худож. мышления, Б. в качестве гл. режиссера Большого т-ра не проявил себя как яркая творческая индивидуальность.

1-й постановщик опер: "Мария Бургундская", "Пир Валтасара", "Тамара", "Мазепа" П. Чайковского, "Ролла", "Алеко" С. Рахманинова; в Большом т-ре — "Маккавеи", "Нижегородцы", "Корделия", "Гарольд", "Пиковая дама", "Песнь торжествующей любви" А. Симона, "Майская ночь", "Кармен", "Лоэнгрин", "Отелло" Дж. Верди, "Ромео и Джульетта", "Фальстаф", "Лак-ме", "Мефистофель"; в России — "Паяцы", "Генрих VIII", "Зигфрид", "Андре Шенье", "Троянцы в Карфагене", "Медичи".

В 1875—76 преподавал в Киев. муз. уч-ще, в 1898—1916 и в 1919—21 проф. Моск. конс. (сольное пение и рук. оперного кл.) и Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. общества. Ученики: А. Альтшуллер, М. Виноградская, Р. Владимирова, О. Дрезден, С. Зимин, П. Иконников, С. Лысенкова, М. Малинин, С. Морозовская, В. Петров, П. Румянцев, М. Сташинская, В. Томский, С. Энгель-Крон.

В 1921 уехал в Германию для лечения, там и умер.

Имеются портреты певца: в партии Миме худож. К. Первухина (хранится в ЦГАЛИ) и в партии Рауля худож. Нехутного (1880, хранится в ГЦТМ).

Соч.: Воспоминания. (рук.). — ЦГАЛИ, ф. 2579, оп. 1, ед. хр. 350.

Лит.: Ежегодник имп. театров. Сезон 1902— 1903. — СПб., 1903. Прилож. 3. С. 13—15; А. И. Барцал//Театр. 1913. № 1229. С. 11; Вальц К. Ф. Шестьдесят пять лет в театре. — Л., 1928. С. 159— 161; А. Н. Островский и русские композиторы: Письма. — М.; Л., 1937. С. 243, 244; Салина Н. В. Жизнь и сцена: Воспоминания. — Л.; М., 1941. С. 104—105; Василий Родионович Петров: Сб. статей и материалов. — М., 1953. с. 11 —13: Михайлова Т. Виховання співаків у Київській консерваторії. — Київ, 1970. С. 14—15: К. А. Коровин вспоминает. — M., 1971. С. 851; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973. С. 12, 32, 182; Его же. Русский оперный театр на рубеже XIX — XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890—1904. — Л., 1974. С. 16, 77; Ларош Г. А. Избранные статьи.— Л., 1976. Вып. 3. С. 267. Кузьмін M. I. Забуті сторінки музичного життя Києва. — Київ, 1972; Нек-рые афиши спектаклей с участием певца. — в РО ГБЛ (ф. 590).

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое барцал антон иванович
Значение слова барцал антон иванович
Что означает барцал антон иванович
Толкование слова барцал антон иванович
Определение термина барцал антон иванович
barcal anton ivanovich это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):