Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - басин петр васильевич

Басин петр васильевич

художник, профессор религиозной, исторической и портретной живописи, сын чиновника, род. 25 июня 1793 г., ум. 4 июля 1877 г. Первоначально Басин служил в экспедиции государственных доходов, а в 1813 г. поступил в Академию художеств, где занимался под руководством проф. Шебуева. В 1818 г. за картину на сюжет, им самим избранный: "Христос изгоняет торгующих из храма" назначен пенсионером в Рим с содержанием из сумы Кабинета Его Величества. Отправившись в Рим в 1819 г., Басин пробыл там 11 лет, копируя, главным образом, картины Рафаэля и Доминикино. В 1830 г., по желанию Императора Николая I, он был вызван в Россию для работ в строившемся в то время Исаакиевском соборе, где и находятся главные его произведения. По возвращении в Россию, за картину "Сократ, спасающий в сражении при Потидее Алкивиада", Басин был назначен академиком, а в 1830 г. получил звание профессора второй степени, уже без программного испытания, как художник, приобретший общую известность. В 1846 г. получил звание профессора первой степени, а в 1856 г. — заслуженного; в 1859 г., по случаю нового устава Академии Художеств, Басину было поручено преподавать и натурном классе. В 1809 г., по слабости зрения, Басин оставил службу. Как талантливый художник, Басин проявил себя уже во время пребывания в Риме. Из его работ этого периода надо отметить во-первых копии, повлиявшие в известной степени на его собственный стиль. Из произведений Рафаэля им были скопированы несколько фресок, находившихся в Ватикане, а именно: "Освобождение ап. Петра из темницы", "Больсенское чудо" и (позднее) "Аполлон и муза", а также изображение Сивилл в церкви S-ta Maria della Pace, изображение, которое по степени совершенства ставится обыкновенно наряду с известными Сивиллами Микель-Анжело в Сикстинской капелле, но отличается от этих последних более мягким, грациозным стилем. Из картин Доменикино им было скопировано "Приобщение св. Иеронима" и некоторые из фресок в церкви в Grotta-ferrata, близ Рима, относящихся к жизни св. Нила. Копий с Ватиканских фресок и "Приобщение св. Иеронима" находятся в настоящее время в Академии художеств. Все эти работы способствовали усвоению Басиным стиля римской художественной школы, главным образом того периода, когда она начала уже превращаться в ложноклассический ("академический стиль"). — Этому способствовали также и работы Басина над копировкой античных статуй в Ватикане и в музее Неаполя, который он посетил в 1822 г. Ко времени пребывания в Италии относятся и первые самостоятельные работы Басина. Сюжеты некоторых из них — мифологические, в чем нельзя не видеть влияния той школы, которую прошел в это время художник; таковы его "Фавн и Нимфа" и "Марсий, обучающий игре на флейте молодого Олимпа". — Сюжеты других навеяны уже итальянскою современною жизнью, как напр.: "Фраскатанские прачки", "Землетрясение в Рокка-ди-Папа в 1829 г.", "Разбойник, похищающий девушку от ее матери". Встречаются и портреты (3 порт. — семейства полковника Лорера и портрет Щедрина).

В России Басин работал, главным образом, в церквах, дворцах и общественных зданиях. Из живописи в Исаакиевском соборе ему принадлежат: "Нагорная проповедь", 2 плафона в куполах боковых пределов: "Господь Саваоф, несомый ангелами" и "Взятие Богородицы на небо"; 4 пондатива в одном из пределов: ап. Иаков, брат Господень, св. Иосиф Аримафейский, св. Никодим и св. Иосиф обручник; полукруглые картины в сводах: Усекновение главы св. Екатерины, Убиение св. царевича Дмитрия, св. Георгий Победоносец перед Диоклетианом, св. муч. Варвара; несколько картин из жизни св. Александра Невского. Им же была закончена часть работ Брюллова в главном куполе собора. В Академии художеств (не считая картин в музее): 1) в церкви — "Сошествие св. Духа" (запрестольный образ, лучшее произведение художника, занимающее одно из видных мест в истории русской живописи) и несколько образов в иконостас; 2) в библиотеке — плафон (работы 1832 и 1836 гг.). В Казанском соборе — Введение во храм (1837—39 гг.). В Зимнем дворце: Воскресение Христово (в церкви), портреты Кутузова и Дибича (в Фельдмаршальской зале) и мифологические фигуры (в Помпейской зале). Кроме того работы Басина находятся в соборе всех учебных заведений в Петергофе, в Сионском соборе в Тифлисе, а отдельные картины в галереях: Академии художеств, Михайловского дворца (Музей имп. Александра III), московского публичного музея, а, из частных галерей — у Гагарина, Прянишникова и др. В позднейшие годы своей деятельности Басин работал в храме Христа Спасителя в Москве, где его работы доканчивал проф. Кошелев. Из отдельных картин Басина следует отметить: "Бандит с женою", "Этюд бегущей лошади", "Молния", "Академический чердак с прачками, развешивающими на нем белье" и ландшафты (сравнительно мало): "Вечерний вид в пустынной местности" и "Итальянский ландшафт". Из портретов работы Басина известны: Императрицы Елизаветы Алексеевны, певицы Степановой в роли Семирамиды и многих других его известных современников.

Помимо художественных произведений Басина, заслуживает внимания и его профессорская деятельность. Он был несколько раз приглашаем в качестве эксперта при покупке художественных произведений, как напр., при покупке коллекции кн. Трубецкой для Эрмитажа и коллекции скульптурных произведений ректора Академии Демут-Малиновского после его смерти для Академии. Басин участвовал также в покупке для Эрмитажа в 1850 г. произведений из частной коллекции нидерландского короля Вильгельма II, распродававшейся после его смерти. По своим взглядам на прошлое русского искусства он являлся горячим сторонником сохранения памятников русского зодчества, и ему между прочим обязаны своим сохранением 12 отдельных крыш на одном общем здании 12 петровских коллегий (нынешнее здание университета), соответственно их числу, которым грозила замена одною железною крышею. В художественно-педагогической литературе Басин известен переводом с итальянского краткого курса анатомии проф. дель Медико. Имя его зачастую встречается наряду с первоклассными русскими художниками первой половины нынешнего столетия: Бруни, Брюлловым, Тоном, Уткиным и др. В 1838 г. гр. Анатолий Демидов выразил согласие на продолжение назначенного им художественного конкурса на тему: "изображение Петра Великого в момент, когда он соображал одну из тех исполинских и глубоких своих идей, которыми он возвел наше прекрасное отечество на высшую степень славного его могущества". При этом Демидов указывал, что в конкурсе могут принять участие художники, не заявившие до сих пор о своем желании участвовать, и сожалел, что в числе конкурентов он не встречает имен К. Брюллова, Бруни и Басина.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое басин петр васильевич
Значение слова басин петр васильевич
Что означает басин петр васильевич
Толкование слова басин петр васильевич
Определение термина басин петр васильевич
basin petr vasilevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):