Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - бердяев николай александрович

Бердяев николай александрович

— философ и публицист. Род. в 1874 г. в г. Киеве. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе; в Киевском университете учился сначала на естественном, потом на юридическом факультете. В 1898 г. был арестован и исключен из Университета. В 1900 г. был сослан на три года в Вологодскую губернию. Первая статья Б. была напечатана в "Neue Zeit", в 1899 г., под названием: "F. A. Lange und die kritische Philosophie in ihren Beziehungen zum Socialismus". В 1900 г. вышла книга Б.: "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии" (СПб.), с предисловием П. В. Струве. Позднейшие статьи Б.: "Борьба за идеализм" ("Мир Божий", 1901); "К философии трагедии" (сборник "Литературное дело"); "Этическая проблема в свете философского идеализма" (сборник "Проблемы идеализма"); "Критика исторического материализма" ("Мир Божий", 1903); "Хомяков, как философ" (ib., 1904); "О новом русском идеализме" ("Вопросы философии и психологии", 1904). С октября 1904 г. Б. вошел вместе с С. Н. Булгаковым в преобразованную редакцию журнала "Новый Путь", а с января 1905 г. состоит одним из редакторов журнала "Вопросы Жизни".

{Брокгауз}



Бердяев, Николай Александрович

(р. 1874) — философствующий публицист. В молодости увлекался социалистическими идеями, за что в 1898 был исключен из Киевского ун-та, а в 1900 был выслан в Вологодскую губ. Это время совпало с поворотом Э. Бернштейна к ревизионизму и с отходом от марксизма части рус. интеллигенции, принимавшей до того участие в рабочем движении: Б. оказался в рядах отошедших. Уже в своей первой статье — "Ф. А. Ланге и критическая философия" ("Neue Zeit", 1900, и "Мир Божий", № 7, 1900), Б., хотя и пытался отмежеваться от неокантианства, однако, выступил против ортодоксального марксизма — именно с точки зрения одной из разновидностей неокантианства (Зиммель). В течение первых лет 20 в. Б., наряду с П. Струве (см.), М. Туган-Барановским (см.) и др., пытался внести в марксизм "критическую струю". По существу же он вел в эти годы борьбу со всеми теоретическими принципами марксизма: с материализмом, диалектикой и в особенности с материалистическим пониманием истории (напр., "Критика исторического материализма", — "Мир Божий", № 10, 1903; "Катехизис марксизма", — "Вопросы Жизни", 1905, февраль). Его "социалистические" устремления в то время сводились к тому, что "рядом с социальной демократизацией общества должна итти его духовная аристократизация". Это приводило к замене материализма идеализмом, Маркса — Лассалем и Кантом, пролетарского социализма — буржуазным демократизмом. К 1906 Б. уже признавался: "Идеализм был хорош для первоначальной критики марксизма и позитивизма, но в нем нет ничего творческого, остановиться на нем нельзя, это было бы не реально и не религиозно". Отсюда начался отход Б. от кантовского идеализма и переход на почву "мистического реализма", а в действительности к крайнему идеализму и религиозной мистике. Всю действительность и все исторические события Б. "постигает" мистически и видит в них религиозный смысл. Империалистская война была для Б. "всемирно-историческим фатумом", а революция 1917 — "богооставленной" и "безблагодатной". Находясь с 1922 за границей, Б. окончательно оформил свою мистическую и реакционную социальную метафизику. В области теории познания он исходит из спекулятивного интуитивизма, заявляя, что в умозрении непосредственно даны не только три измерения материального мира, но и некий "четвертый план" бытия. Этот "план" бытия составляют онтологические ноуменальные сущности — в противоположность феноменальным, преходящим явлениям земного мира. Такими "вечными сущностями" являются, по Б., аристократия, консерватизм, частная собственность и т. п. Социально-философская фантазия Б. сводится к тому, что теперь, в эпоху пролетарских революций, общество вступает в новую "сакральную" эпоху. Эпоха эта — новое средневековье, в котором и заключается единственный выход из мирового тупика. Возврата к предреволюционной эпохе, т. е. к капитализму, быть не может, ибо тогда впереди снова окажется революция. Б. критикует капиталистический строй, но критикует его с реакционной точки зрения, т. е. с точки зрения феодализма. Именно феодальный строй с его социально-политическим иерархизмом и всепроникающим господством религии является социальным идеалом Б. В этом отношении современные взгляды Б. выражают "феодальный социализм" в том смысле, в каком Маркс и Энгельс называют в "Коммунистическом Манифесте" феодальным социализмом теории Боналъда и Жозефа де Местра.

Отношение Б. к Советской власти вытекает из его классовой идеологической позиции. Власть в СССР покоится на "демоническом гипнозе", в СССР господствует "сатанократия". Однако, нужно сказать, что при всей откровенной ненависти к СССР Б. не возлагает никаких надежд на белую эмиграцию.

Сочинения Б.: Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском, СПб, 1901 (эпохи "критического периода" Б.); Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные, СПб, 1907 (статьи до 1906, эпохи перехода через идеализм к религиозной мистике); Новое религиозное сознание и общественность, СПб, 1907; Духовный кризис интеллигенции, СПб, 1910; Философия свободы, М., 1911; Смысл творчества, М., 1916; Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности, М., 1918 (национал-шовинистический бред); Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы, Берлин, 1923; Миросозерцание Достоевского, Берлин, 1923; Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии, Берлин, 1923 (реакционно-мистические фантазии); Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы, Берлин, 1924.

Лит.: О ранних взглядах Б.: Аксельрод, Л. (Ортодокс), Почему мы не хотим идти назад, "Заря", 1901, перепеч. в сборы. "Философские очерки", 1 изд., СПб, 1906; ее же, О проблемах идеализма, 1905, — перепеч. в сборн. "Против идеализма", 1 изд., П., 1922; ее ж е. Г. Бердяев и моя бабушка, "Совр. Мир", 1912, — перепеч. в сборн. "Против идеализма"; Засулич, В., Элементы идеализма в социализме, "Заря", 1901, — перепеч., СПб, 1906. О современных взглядах Б.: Карев, Н., Философия дворянина нашего времени ("Под Знаменем Марксизма", № 10, 1923).

И. Луппол.



Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое бердяев николай александрович
Значение слова бердяев николай александрович
Что означает бердяев николай александрович
Толкование слова бердяев николай александрович
Определение термина бердяев николай александрович
berdyaev nikolay aleksandrovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):