Большая биографическая энциклопедия - березовский максим созонтович
Березовский максим созонтович
— композитор, род. в 1745 г. в г. Глухове, Черниговской губернии, ум. в марте 1777 г.; учился он в киевской духовной академии, но курса не кончил. Попав случайно в С.-Петербург, Березовский, обладавший прекрасным голосом, определен был в придворную певческую капеллу и стал изучать теорию музыки у Цопписа. В числе других певчих Березовский неоднократно принимал участие в представлениях итальянской оперы. Отличная игра на скрипке и незаурядная способность к композиции обратили на него общее внимание; в 1765 г. он был отправлен за счет правительства в Италию для усовершенствования и стал изучать музыку у известного теоретика Мартини (в Болоньи). Традиции старой болонской школы оказали самое благотворное влияние на талант Березовского; композиции его отличались таким вдохновенным и в то же время строгим стилем, что он удостоился редких для иностранца отличий со стороны итальянского музыкального мира: он был избран почетным членом многих итальянских музыкальных академий, в болонской академии сверх того имя его было вырезано золотыми буквами на мраморной доске, а болонское музыкальное общество удостоило его звания капельмейстера. Несмотря на приобретенную в Италии популярность, Березовский постоянно мечтал о возвращении на родину, по которой он сильно тосковал. Эту мечту Березовскому удалось осуществить лишь в 1774 г. — после девятилетнего пребывания в Италии. Родина оказалась для него злой мачехой; неудачи преследовали композитора одна за другой. По приезде он был причислен к придворной певческой капелле сверх штата; среди иностранцев, захвативших лучшие должности в капелле и державшихся тесно сплоченным кружком, Березовский почувствовал себя совершенно одиноким; положение его было довольно тяжелым и потому, что его сослуживцы, по чувству самосохранения, относились к нему с открытым недоброжелательством и всевозможными способами старались вредить ему. Некоторым просветом в этом довольно безотрадном положении для Березовского явилось предложение Потемкина занять место директора в музыкальной академии, которую он предполагал основать в Кременчуге, но об этом проекте Потемкин вскоре позабыл, равно как и о Березовском. Все эти огорчения, в связи с материальной нуждой довели Березовского до отчаяния; он заболел горячкою и в припадке болезни перерезал себе горло. Многочисленные церковно-музыкальные произведения Березовского почти все остаются в рукописи. Придворною певческою капеллою изданы только две композиции: "Верую" (исполняющееся и доселе) и концерт "Не отвержи мене во старости". Большою известностью пользовались концерты Березовского — "Отрыгну сердце мое", "Милость и суд воспою Тебе, Господи", "Слава в вышних Богу", причастный и др.; затем Березовским написана "Литургия", из которой и взято известное "Верую". Большинство композиций написано Березовским в Италии, откуда он присылал их в С.-Петербург; здесь они исполнялись придворною певческою капеллою, а затем расходились в списках по всей России и получали широкую известность. Будучи поклонником итальянского стиля церковной музыки, Березовский тем не менее делал далеко не бесплодные усилия к согласованию музыкального выражения с характером текста. В этом отношении композиции его представляют значительный шаг вперед по сравнению с произведениями итальянцев, писавших музыку для богослужения православной церкви, где сплошь и рядом встречаются даже неправильные ударения в словах. В произведениях Березовского удачно сочетаются возвышенная простота церковного гимна и изящество. Из светских композиций Березовского сохранилось известие об опере "Демофон", представленной на сцене в Ливорно и имевшей выдающийся успех.
А. Преображенский, Словарь русского церковного пения, 1896. — Саккетти, Очерк всеобщей истории музыки. 2 изд. 1891. — З. Дуров, Очерк истории музыки в России (в книге: Руководство к изучению истории музыки Аррей фон Доммер. Пер. Желябужской. 1884). — Разумовский прот., Церковное пение в России. 1867.
К. Храневич.
{Половцов}
Березовский, Максим Созонтович
— замечательный композитор православной церковной музыки; род. 16 октября 1745 г. в гор. Глухове Черниговской губ. Судьба его полна глубокого трагизма. Воспитанник Киевской духовной академии, Б. по приезде в Петербург был определен благодаря своему прекрасному голосу в придворную певческую капеллу, где изучал музыку у Цопписа. В то время при дворе императрицы Елисаветы давались представления итальянской оперы, в которых наряду с другими певчими капеллы принимал участие и Б. Как даровитый юноша, уже в ту пору обладавший выдающимися способностями к композиции и виртуозным талантом (Березовский отлично играл на скрипке), он обратил на себя общее внимание. В 1764 г., на 20 году своей жизни, Березовский был послан в Италию, в знаменитую Болонскую академию, где занимался под руководством не менее знаменитого профессора Мартини Старшего. Господствовавшие в этой академии хорошие музыкальные традиции оказали самое благотворное влияние на развитие таланта Б., что не замедлило отразиться на его сочинениях, отличавшихся строгим и обаятельно-красивым стилем. Дарование Б. и его музыкальные успехи доставили ему популярность в Италии. Б. удостоился неслыханных в то время для чужеземца почестей и отличий. Многие музыкальные академии в Италии избрали Б. своим почетным членом, а Болонская академия записала его имя золотыми буквами на мраморной доске и удостоила титула почетного академика. К этому же периоду времени относится и его опера "Демофон", написанная на текст Метастазио для театра в г. Ливорно, в гавани которого тогда стоял русский флот под начальством графа Орлова; с ним Б. и пришлось позднее вернуться в Россию. Опера Б. имела огромный успех и приводила в восторг всех знатоков и знаменитых музыкантов того времени. Живя в Италии и скучая по родине, Б. посылал оттуда в Россию свои лучшие произведения. Известный знаток церковной музыки о. Разумовский (см. это слово) в своей книге "Церковное пение в России" (Москва, 1867) указывает на следующие из них: "Литургию", концерт "Отрыгну сердце мое", "Слава в вышних Богу"; "Милость и суд воспою тебе Господи", "Причастный" и проч. — Все эти произведения Б. отличаются простотой, доступностью, изяществом и в художественном отношении превосходны. Сочинения Б., присылавшиеся им из-за границы, были не только приняты и разучены, но и исполнены в присутствии тогдашнего Двора, так что имя Б. сделалось с тех пор известным всей России. Концерты Б. разучивались всеми любителями церковного пения. Но печальнейшее разочарование ждало Б., когда он в 1774 г., после 9-летнего пребывания за границей, возвратился вместе с графом Орловым на родину, исполненный самых радужных надежд. Он думал, что его блестящее дарование создаст ему соответствующее положение, и глубоко ошибся в своих расчетах. Петербург кишел в то время массой пришлых и зачастую бездарных любимцев, составлявших, однако, тесно сплоченную между собой клику, относившуюся не только с ревнивым, мелочным подозрением к каждому истинному таланту, но и старавшуюся удалить или уничтожить всякого опасного соперника, который мог стать ей поперек пути. По приезде в Петербург Б. был вскоре представлен в качестве знаменитого артиста многим высокопоставленным лицам, но среди царедворцев нашелся лишь один — князь Потемкин, обративший внимание на даровитого композитора и тут же предложивший ему место директора будущей музыкальной академии, которую Потемкин предполагал основать в Кременчуге. В ожидании же обещанных благ Б. определили в капеллу без всякой должности, так как все высшие и лучшие места были в руках иностранцев. Эта неудача не ослабила, однако, творческой деятельности Б., он продолжал много и упорно работать. К несчастью для русского искусства и еще более для самого Б., князь Потемкин, как это нередко с ним случалось, забыл не только о Б., но и о самой академии. Это обстоятельство имело роковое значение для Б. Отчаявшись получить соответствующее его таланту и знаниям место или хотя бы повышение в должности, он впал в мрачную тоску. Оскорбленный, униженный, терпя бедность, нужду и всяческие неудачи, Березовский в марте 1777 года заболел горячкой и в одном из припадков тяжкой болезни покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло, от чего и скончался 22 того же марта.