Большая биографическая энциклопедия - биль-белоцерковский владимир наумович
Биль-белоцерковский владимир наумович
[1885—] — драматург. Род. в бедной еврейской семье. Шестнадцати лет вышел в море юнгой. Проплавал 8 лет матросом парусных и паровых судов торгового флота России и Англии. В 1911 сошел на берег в С. Ш. Америки, где до 1917 жил трудом чернорабочего, перепробовав много "черных" профессий. После Февральской революции, в июле 1917, приехал в Москву, где был мобилизован в армию (56-й полк); в Октябре 1917 принимал активное участие в московских боях. С 1917—1923 — член исполкома Моссовета, председатель горкома РКП(б) г. Симбирска (ныне Ульяновск), член Кубано-черноморского областного комитета ВКП(б). С 1923 занят исключительно драматургической работой. К литературному творчеству Б.-Б. подошел без воспринятых литературных традиций, без достаточного усвоения буржуазного литературного наследства. Сама жизнь, напряженная общественно-партийная работа в Ульяновске (Симбирске) толкнула его к драматургической деятельности: — он практически столкнулся в провинции с недостатками, чуждостью по отношению к современности театрального репертуара. Б.-Б. принадлежит целый ряд пьес: "Бифштекс с кровью", "Эхо", "Лево руля", "Шторм", "Штиль", "Луна слева". Основная черта их — четкий классовый подход к разрешению драматических коллизий. Вместе с тем на всех его пьесах лежит печать драматургической, литературной недоработанности и известной примитивности в развитии действия. Безусловно историческую роль в развитии советского театра сыграла постановка "Шторма". Эта драма положила у нас начало современному коммунистическому репертуару. Успех "Шторма", по настоящему волновавшего аудиторию своим, близким, кровно пережитым (повседневная, героическая работа укома, сыпняк, субботники, дезертирский бунт и пр.), способствовал постановке в филиале академического Малого театра пьесы "Лево руля", — начало левого крена этого театра.
Б.-Б. — драматург, рожденный революцией, не имевший в прошлом возможности овладеть драматургическим наследием. Отсюда его основной плюс — огромная революционная напряженность — и минус — некоторая примитивность творчества.
О. Б.
{Лит. энц.}
Большая биографическая энциклопедия
2009