Большая биографическая энциклопедия - блок александр александрович
Блок александр александрович
(1880—1921) — русский поэт. Сын профессора Варшавского ун-та А. Л. Блока. Детство провел в семье деда, проф. Бекетова, отчасти в Петербурге, отчасти в его подмосковной усадьбе Шахматове, где хранились традиции дворянской культуры. Окончил петербургскую гимназию и ун-т по филологич. факультету. Женился на дочери Д. И. Менделеева. Вращался в артистической богеме и в среде привилегированной буржуазной интеллигенции. Совершил три поездки по Европе (посетил Францию, Италию и Германию). В 1916 был призван на фронт, где служил в инженерной дружине. К империалистской войне относился отрицательно. В 1917 работал в Комиссии по расследованию преступлений царских министров. Октябрьскую Революцию приветствовал одним из первых. С 1918 работал в учреждениях Наркомпроса; одно время руководил работой Большого драматического театра; один из основателей Вольфилы (Вольной философской ассоциации). Умер Блок 7 августа 1921.
Литературную деятельность Блока можно разделить на пять периодов. Первый период (1897—1904) окрашен мистическим символизмом. Блок создает стихи о "Прекрасной даме", — технически слабые, — где скрестились переживания влюбленного, культ "вечной женственности", отзвуки феодально-рыцарского романтизма и ожидание какой-то "лучшей", новой эры на земле. В тревожно-выжидательном настроении нашли отражение предреволюционные предчувствия. Сильны усадебные впечатления, город намечен слабо, но в конце книги вырисовывается силуэт фабрики.
Второй период (1904—07) — встреча блоковского романтизма со "страшным миром". Вторая книга стихов ("Нечаянная радость") говорит о властном вторжении города в поэзию Блока. Пораженный контрастом роскошной жизни богатых кварталов и мучительным существованием столичной бедноты, забитой в подвалы, поэт клеймит "сытых" и сочувственно откликается на революцию 1905, в которой подчеркивает именно момент социальный. Поэт болезненно ощущает свой отрыв от масс. Поражение революции вызывает в Б. растерянность, близкую к отчаянию. Мистический символизм терпит полное крушение. О настроениях Б. в эту пору свидетельствуют его лирические драмы ("Балаганчик", "Король на площади", "Незнакомка"). Поэт ищет утешения в личной жизни: лирический цикл "Снежная маска" завершает романтическое десятилетие (1897—1907) его поэзии.
Творческий путь Б. в третий период (1907—16) — "от романтизма к реализму". Здесь намечаются у Б. три основных цикла тем: 1) трагедия отрезвления, разочарования, душевной опустошенности, вплоть до "мировой скорби" (3-я книга стихов и "Седое утро"); 2) неонародничество ("Песня судьбы", "Стихи о России"); Б. чувствует "любовь до боли" к "России народной": прошлой — деревенско-дикарской, настоящей — поруганной реакцией, и будущей — "Америке новой"; 3) гражданское негодование ("Ямбы", "Возмездие") — гневный протест против реакции. К этому же периоду относятся "Итальянские стихи", драма "Роза и крест" и цикл любовных стихов "Кармен".
Четвертый период (1917—18) характеризуется революционным романтизмом Б. На всем написанном Б. — след огромного влияния Октября ("Двенадцать", "Скифы", "Интеллигенция и революция"). Поэма "Двенадцать", — значительнейшее произведение этого периода, — насыщена "музыкой революции". Поэт уловил суровое величие и трагическую красоту Октября. Все сочувствие Б. на стороне 12 красногвардейцев, во главе которых идет Христос с кровавым флагом — олицетворение для Б. высшей правды на земле. В образе "двенадцати" поэт выводит не передовой отряд сознательных революционеров-пролетариев, а солдатско-крестьянскую громаду, ринувшуюся на штурм старого мира со смутным, политическим сознанием, но безошибочным бунтарским чутьем. Поэма переведена на многие европейские языки, а также на японский и древнееврейский. В стихотворении "Скифы", написанном в эпоху брестских переговоров, Б. противопоставляет мещански-цивилизованной милитаристской Европе стихийно-бунтарскую, "скифскую" Россию, которая "всечеловечна" в своем призыве к миру и братству народов. И здесь Б. ориентируется не на рабочий авангард революции, а на "скифов", т. е. на отсталые крестьянские массы, переплескивающиеся в азиатские орды. В статье "Интеллигенция и революция", подводящей итог публицистическим писаниям Б., он мечет громы против рус. интеллигенции, которая "не увидела октябрьского величия за октябрьскими гримасами", и подчеркивает мировой размах русской революции. В произведениях 1918 Б. стоит на платформе революционно-романтической и лево-народнической.
В пятом, последнем периоде (1918—21) литературной деятельности Б., вместе со спадом у него революционного романтизма, наблюдается и общий упадок творчества. Стих становится вялым; блоковский лиризм утрачивает свою власть над читателем. Чувствуется усталость поэта; к ней присоединяется и физическое недомогание. Последняя вышедшая при жизни Блока книга — "Рамзес", сцены из египетской жизни. — В истории русской литературы Блок останется первоклассным мастером лирической поэзии, крупнейшим представителем символизма и гениальным творцом "Двенадцати".
Собр. соч. Б, — в изд. "Мусагет", М., 1916, "Земля", П., 1918, "Алконост" (т. I, П., 1922, т. II. П., 1922, т. III, П., 1921), "Эпоха" (Берлин, 1922—23, тт. I, II, III, VII и IX). "Алконостом" же изданы: "Соловьиный сад", П., 1918, "Катилина", П., 1919, "Ямбы. Современные стихи", П., 1919, "Седое утро", П., 1920, "Рамзес", П., 1921, "Возмездие", П., 1922. "Театр" ("Балаганчик", "Король на площади", "Незнакомка", "Действо о Теофиле", "Роза и крест") издан "Мусагетом", М., 1916. Поэма "Двенадцать" появилась в ряде изданий: "Алконост", "Петроград", "Скифы" (в Берлине) и др. Поэма иллюстрирована Ю. Анненковым (изд. "Алконост", Петроград, 1918). Автобиография Блока помещена в сборнике "Отроческие стихи", изд. "Первина", Москва, 1922.
Лит.: Бекетова, М., А. Блок, П., 1922; Троцкий, Л., Литература и революция, М., 1923; Коган, П., Блок и революция, журн. "Печать и Революция", кн. 2, 1921; его же, Литература этих лет, Иваново-Вознесенск, 1924; Hикитина, Е. Ф. и Шувалов, С. В., Поэтическое искусство Блока, М., 1926; Гольцев, В., Проблема реализма в творчестве А. Блока, журн. "Печать и Революция", кн. 4, 1926. Подробная библиография у Владимирова, И., Русские писатели, Москва — Ленинград, 1924; Витман, А. М., Покровская, Н. Д., Эттингер, М. Е., Восемь лет русской художественной литературы (1917—1925), м., 1926.
А. Цинговатов.
Блок, Александр Александрович
[1880—1921] — поэт, один из самых выдающихся представителей русского символизма. По отцу, профессору-юристу, потомок обрусевшего выходца из Германии, придворного врача (въехал в Россию в середине XVIII в.) По матери — из русской дворянской семьи Бекетовых. Потомки врача Блока принадлежали к состоятельному, но со временем оскудевшему служилому дворянству. Прадед по матери был "большим барином и очень богатым помещиком", к старости потерявшим почти все свое состояние. Со стороны обоих родителей Б. унаследовал интеллектуальную одаренность, склонность к занятиям литературой, искусством, наукой, но наряду с этим и несомненную психическую отягощенность: дед по отцу умер в психиатрической больнице; характер отца отличался странностями, стоявшими на грани душевного заболевания, а иногда и переступавшими за нее. Это вынудило мать поэта вскоре после его рождения покинуть мужа; последняя сама неоднократно лечилась в лечебнице для душевнобольных; наконец, и у самого Б. к концу жизни развилось особое тяжелое нервно-психическое состояние — психастения; за месяц до смерти его рассудок начал омрачаться. Раннее детство Б. прошло в семье деда по матери, известного ботаника, общественного деятеля и поборника женского образования, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова. Зиму маленький Б. проводил в "ректорском доме", в Петербурге, лето — "в старом парке дедов", "в благоуханной глуши маленькой усадьбы" — подмосковном имении деда, сельце Шахматове. После вторичного выхода матери замуж за офицера, Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, девятилетний Б. вместе с матерью переехал на квартиру отчима, в казармы, расположенные в фабричном районе. По окончании гимназии, отталкивавшей Б. от себя, по его собственным словам, своим "страшным плебейством", не соответствующим его "мыслям, манерам и чувствам", Б. поступил на юридический факультет Петербургского университета; с третьего курса перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906. В гимназии и на первых курсах университета Б. очень увлекался театром, "готовился в актеры". "Сочинять стихи" начал, по его собственным словам, "чуть ли не с пяти лет"; "серьезное писание началось около 18 лет". Стихи Б. еще до появления поэта в печати получили широкое распространение в небольших кружках преимущественно московской молодежи, объединенных именем и идеями только что умершего философа и поэта В л. Соловьева. В этих кружках юношу Б. уже склонны были считать "первым из русских поэтов современности". Впервые стихи Б. были напечатаны в 1903, в петербургском журнале Мережковских "Новый путь" и одновременно в Москве, в альманахе "Северные цветы", изд-ва "Скорпион". В том же 1903 Б. женился на дочери университетского товарища деда, соседа его по Шахматову, знаменитого химика Менделеева, — Л. Д. Менделеевой. К этому же времени относится личное знакомство и тесное сближение Б. с Андреем Белым и возглавляемым последним мистически настроенным кружком "аргонавтов"; несколько более раннее сближение с Мережковскими, знакомство с Брюсовым и московскими символистами. Революция 1905 сразу захватила Б.; в одной из уличных демонстраций он нес красное знамя впереди толпы. Поэт однако быстро охладел; "в революцию", — по его собственным словам, — "он не пошел", тем не менее события 1904—1905 оставили в Б. свой след: им написано несколько стихотворений на революционные темы, лирическая драма "Король на площади". Важно, что с этой как раз поры "равнодушие к окружающей жизни" сменилось в нем, по свидетельству биографа, "живым интересом ко всему происходящему". В конце 1904 в издательстве "Гриф" вышел первый сборник стихов Б. — "Стихи о Прекрасной Даме". Из опасения затруднений со стороны духовной цензуры сборник был пропущен через провинциальную цензуру в Нижнем-Новгороде. "Стихи о Прекрасной Даме" были восторженно встречены в кружках "соловьевцев" и "аргонавтов", однако широкую популярность принес Б. не этот сборник, а вторая книга стихов — "Нечаянная радость" [1907] и, в особенности, лирическая драма "Балаганчик" (она была поставлена в 1906 Мейерхольдом в театре Комиссаревской). К этому времени Б. становится литератором-профессионалом: сотрудничает в ряде журналов, печатает стихи, статьи, рецензии, выпускает сборник за сборником своих новых произведений. Живет Б. в Петербурге, вращаясь гл. обр. среди литературной интеллигенции — представителей и сторонников "нового искусства" ("Среды" Вячеслава Иванова, религиозно-философское общество) и в кругах театрально-артистической богемы (театр Комиссаржевской и др.). Помимо поездок с матерью в Германию (Bad-Nauheim) Б. предпринял три заграничных путешествия — в Италию, Бретань и на юг Франции. В результате этих путешествий возникли последовательно "Итальянские стихи" [1909], драма "Роза и крест" [1912] и поэма "Соловьиный сад" [1915]. В 1916 Блок выпустил под своей редакцией и со вступительной статьей собрание стихотворений Аполлона Григорьева. Вскоре после этого был призван на военную службу, однако благодаря хлопотам друзей назначен не в действующую армию, а табельщиком инженерно-строительной дружины Союза земств и городов. На фронте (под Пинском) Б. оставался до марта 1917. Вернувшись в Петербург, работал в Чрезвычайной следственной комиссии при Временном правительстве: редактировал стенограммы показаний бывших царских министров. Февральскую революцию Б. встретил с радостными надеждами, Октябрьский переворот — восторженно. Высшего подъема революционная настроенность Б. достигла в январе 1918, когда им была написана знаменитая, переведенная на многие яз. поэма "Двенадцать", стихотворение "Скифы" и статья "Интеллигенция и революция", в которой Б. призывал своих собратьев-интеллигентов "всем телом, всем сердцем, всем сознанием" слушать "великую музыку будущего", "величавый рев и звон мирового оркестра" — "слушать Революцию". Все эти произведения Б. были напечатаны в изданиях левых эсеров; не входя в их партию, он им особенно в это время сочувствовал. Одним из первых среди писателей Б. начинает работать в советских учреждениях: председательствует в репертуарной секции ТЕО, состоит членом редакционной коллегии изд-ва "Всемирная литератуpa" (редактирует сочинения Гейне). С 1919 работает в качестве председателя режиссерского управления Большого драматического театра. В 1919 принимает близкое участие в организации "Вольной философской ассоциации" (Вольфила), в 1920 — в организации Петр. отдела Всеросс. союза поэтов, председателем которого одно время состоит. Работает в правлении Союза писателей. Годы вслед за 1919 отмечены в Б. резким упадком настроения, апатией, подавленностью, мрачным отчаянием. Одновременно ухудшается физическое состояние Б. В мае 1921 Б. заболевает воспалением сердечных клапанов. 7 авг. 1921 он скончался.
Б. — по преимуществу поэт-лирик. Даже когда ему случается выходить за пределы собственно лирики в другие жанры словесного творчества, он накладывает на них явно выраженный лирический колорит, создавая особые роды лирических драм, лирической публицистики ("лирические статьи" о "России и интеллигенции"), даже лирических рецензий. Наиболее чистым, беспримесным лиризмом отмечен первый период творчества Б. — период "Стихов о Прекрасной Даме" [1898—1904]. В "Стихах о Прекрасной Даме" Б. целиком следует традиции дворянской чистой лирики, отрешенной от всяких общественных элементов, всяческой "злобы дня". Первым "вдохновителем" Б., по его собственным словам, был Жуковский (см.). В дальнейшем особенно сильное влияние оказала на него поэзия Фета. Типичная тематика дворянско-усадебной лирики — любовь и природа, вернее любовь на фоне природы — "розовых утр", "алых зорь", "золотистых долин", "цветистых лугов" — является основным тематическим стержнем всех лирических признаний, обращений и призывов, из которых большей частью состоит первый сборник стихов Б. Однако тема любви в переживаниях поэта — "последнего дворянина", завершителя всей линии дворянско-усадебной поэзии, приобретает особую окраску. Любовь Б., в которой романтическая настроенность юноши (через Жуковского познавшего "дух немецкой романтики") усиливается переживаемым романом с будущей женой, пронизана мистицизмом. На первых курсах университета "всем существом моим овладела поэзия Вл. Соловьева", рассказывает сам поэт. Продолжателем мистической, проникнутой культом "Вечно-женственного", "Мировой души", "Божественной мудрости", Софии, — поэзии Вл. Соловьева Б. начинает свой творческий путь. Как и у Соловьева, мистическая эротика Б. насквозь проникнута "апокалиптикой". Культ "Жены, облеченной в солнце" у поэта эпохи двух революций, сперва надломивших, а затем и вовсе уничтоживших родной ему дворянский класс, характерно соединяется с переживаниями надвигающегося конца мира. Признаки конца болезненно чуткий, утонченно нервный Б. видит и слышит везде вокруг себя. "Шорохи", "шопоты", "мнимый конский топот", — и во всем этом надвигающаяся Тайна, — "Озаренная жена", "Солнце завета" — таков пафос "Стихов о Прекрасной Даме", вскормленных шахматовским "дворянским гнездом", вековой дворянской лирикой и смутным ощущением приближающейся социальной грозы, крушения и гибели "любезных сердцу барских усадеб". В сознании "романтика" и "соловьевца" Блока это принимает грандиозные, радостно-пугающие формы конца мира, преображения, "улыбкой ясною Жены" всего сущего. "Мысль о Ней всегда несет в себе зерно мысли о конце", пишет Б. Андрею Белому, разделяющему все настроения и чаяния поэта. В своей статье "Апокалипсис в русской поэзии" (журнал "Весы" 1905) А. Белый доказывает, что Б. является завершителем исконных устремлений русской лирики, окончательно приподымающим покров с "софийного" лица русской музы. Четко замкнутый в себе период "Стихов о Прекрасной Даме" продолжается всего несколько лет. К моменту выхода их в свет отдельным сборником [конец 1904] сам поэт уже далек от настроений, которыми насыщены эти стихи. В предисловии ко второму сборнику своих стихов "Нечаянная радость" [1907] Блок вскрывает сущность происшедшего в нем переворота. "Молчаливая, ушедшая в себя душа" поэта, "для которой мир — балаган, позорище", всегда "осталась бы такою, если бы не тревожили людские обители города. Там, в магическом вихре и свете, страшные и прекрасные видения жизни". "Деревенская", усадебная стихия начинает вытесняться в поэте стихией городской. Из "милой сердцу барской усадьбы", замкнутого шахматовского дворянского гнезда муза поэта выходит на просторы улиц и площадей современного буржуазно-капиталистического города. В 1903—1904 годах городские мотивы все громче звучат среди деревенских пейзажей "Стихов о Прекрасной Даме". Издатель первых стихов Б., П. П. Перцов, вспоминает, с каким удивлением он прочел в 1903 году стихотворение о "фабрике" ("В соседнем доме окна желты"), подписанное именем поэта, который до того времени сам утверждал, что только "вечно-женственное" составляет единственную тему его поэзии. Со времени революции 1905 тема города всецело завладевает поэтом. В сборнике "Нечаянная радость" Б. помещает рядом знаменитую "Незнакомку" и стихотворение "Ты в поля отошла без возврата". Появляется "Незнакомка" — "влекущая и пугающая", "страшная и прекрасная" — городская стихия, и навсегда "отходит в поля" первая властительница дум поэта — "Прекрасная Дама" его юношеских шахматовских вдохновений. Смена образов и тем отмечена одновременной сменой литературных влияний. Один из "соловьевцев" и близких друзей Б. с горечью вспоминает, как, приехав к нему в 1904, он нашел на его столе вместо сочинений Вл. Соловьева новые книги Бальмонта. Но с особенной силой Блок испытывает на себе в это время влияние вождя "новой поэзии", одного из наиболее характерных представителей городской буржуазно-капиталистической культуры, поэта-урбаниста — Валерия Брюсова. Некоторое время влияния Владимира Соловьева и Брюсова как бы сосуществуют в Б.: к сборнику "Стихов о Прекрасной Даме" он еще берет эпиграфы равномерно из Брюсова и Соловьева; в рецензии на стихи Брюсова пытается даже установить внутреннюю близость между обоими поэтами. Но скоро влияние Брюсова решительно одолевает. По словам очевидца, близкого человека, впечатление, которое произвел на Б. Брюсов при личном знакомстве, было "потрясающим". Появившаяся как раз около этого времени одна из наиболее значительных книг Брюсова — "Urbi et orbi" — "раздавила" Б. Сам он полушутя признавал в эту пору, что в новых его стихах от него сохранились только две последние буквы его имени, что их следует подписывать "В. Я. Бр...ок". Влиянием Брюсова окончательно определилось вхождение Б. в орбиту той "новой поэзии", из которой, по его собственным словам, в период его ранних стихов, овеянных последней улыбкой умирающей дворянской культуры, он не знал "ни строки". Если влияние Соловьева подсказало образы, определило общую настроенность, тональность его первой книги, — в школе Брюсова он овладел всеми техническими достижениями "новой поэзии", вырос в свою очередь в того высокого мастера нового стиха, одного из вождей русского символизма, каким он заявил себя в последующих произведениях. Впитывание в себя Б. элементов урбанизма, вхождение в русло "городской" поэзии обусловило признание его Брюсовым главой этой поэзии (до появления "Незнакомки" Брюсов считал Б. "поэтом второстепенным" и даже вовсе "не-поэтом"). Город доминирует над стихами Б. периода 1906—1907. Однако город Б. не имеет ничего общего с тем "властительно царящим" над миром, вооруженным всеми чудесами современной техники городом-гигантом, которому слагает восторженные гимны плоть от плоти и кость от кости городской буржуазно-капиталистической культуры — Валерий Брюсов. Город Блока — город деклассированного, глубоко чуждого ему по всей своей природе поэта-дворянина, город "пузатый паук, сосущий окружающую растительность, испускающий гул, чад и зловоние", "пьяный, приплясывающий мертвец-город", город "пустыня", город "черный ад", "чарый и страшный" Петербург кабацкий. Темы бездомности, обреченности, сладкой и влекущей гибели преобладают в городских стихах Б. Образ Прекрасной Дамы в его первоначальной ясности и светлоте отлетел от поэта навсегда. Его муза на городских ночных "асфальтах" "меняет облик", из "Девы, Зари, Купины" оборачиваясь "Незнакомкой", "вольной, дерзкой, наглой цыганкой", из "небесной лазури" переселяясь в "пивную", "кабак", "ресторан". Сам поэт из "инока", одиноко слагавшего в своем "белом скиту" "белые псалмы" той, "кто держит море и сушу неподвижно-тонкой рукой", превращается в "посетителя ночных ресторанов", "пригвожденного к трактирной стойке", "деревенеющего" "над, недопитой пивной кружкой". Одновременно с образностью и тематикой меняется словарь, меняется весь строй стиля Б. "Высокая", отвлеченная лексика, переполненная культовыми, мифологическими, рыцарскими словами, уступает "низкому" "кабацко-мещанскому" словарю, заимствованному из конкретного городского окружения. "Стихи о Прекрасной Даме" написаны в созданном дворянской лирикой "классическом" каноне. Стихи "Нечаянной радости" [1907] и следующей за нею 3-й книги "Земля в снегу" [1908] резко отступают от него. Статистика показывает, что в стихах этого периода наблюдается наибольший отход Б. от устойчивых форм русской поэзии второй половины XVIII и всего XIX вв. (силлабо-тонические размеры, классическая точная рифма, классическая строфика). С этим периодом творчества Б. связана та ритмическая революция в области русского стиха (переход от силлабо-тонического стихосложения, основанного на принципе счета слогов по стопам, к чисто тоническому стиху, основанному только на подсчете ударений), в которой Б. и в особенности его дольникам (см.) принадлежит решающая роль. Такую же решающую роль сыграл Блок в этом периоде своего творчества и в процессе освобождения от точной рифмы. И в том и в другом случае Б. пошел дальше всех поэтов-символистов, явившись предшественником поэтики русского футуризма. Меняя строй, стиль Б. сохраняет и даже усиливает свой романтический колорит: изумительную напевность, "певучесть", рядом с которой знаменитая "музыкальность" бальмонтовского стиха представляется чем-то внешним, невыразительным; иррациональность в построении образов; пронизанность стиха метафорами — излюбленный прием романтического "преображения действительности", выдвигаемый Б., согласно исследованиям Жирмунского, в роль "главенствующего приема, стилистической доминанты". Обыденное, вливающееся широкой струей в стихи Б. этого периода, всегда почти — на грани фантастического, сквозит "мирами иными". О таких типичных произведениях этих годов, как "Незнакомка" (стихотворение и развернутая из него "лирическая драма" того же названия), можно сказать, пользуясь определением, данным ранее самим Б., что они написаны в "реально Достоевском" стиле. Не оставляет Б. и ранняя мистическая настроенность; только взамен серафического "небесного" мистицизма "Стихов о Прекрасной Даме" мистицизм "Нечаянной радости" и "Земли в снегу" является в аспекте "демонизма", трагической влюбленности в собственную гибель, "поруганья заветных святынь".